Шараф Рашидов - советский партийный и государственный деятель, узбекский писатель


Шараф Рашидов - советский партийный и государственный деятель, узбекский писатель

Почти четверть века Шараф Рашидович стоял у руля компартии Узбекистана. В этот период Республика пережила расцвет – были построены новые города, заводы и горно-обогатительные предприятия. При Рашидове Республика стала золотодобывающей, а Ташкент превратился в один из красивейших городов Востока

👁612

Шараф Рашидович Рашидов родился (24 октября) 6 ноября 1917 года в узбекском городе Джизак, в крестьянской семье. В 1935 году по окончании педагогического техникума он становится преподавателем средней школы. Затем уезжает в Самарканд и поступает на филологический факультет госуниверситета. В этот же период, в 1937-1941 годах Рашидов работал Самаркандской областной газеты «Ленин йўли» («Ленинский путь»), где начинал как ответственный секретарь и «дорос» до должности редактора.

С началом Великой Отечественной войны он ушёл на фронт. После ранения в 1942 году Рашидов вернулся в Узбекистан, на прежнее место работы. Всё это время он занимался и литературным творчеством. Писать свои первые стихи и рассказы Рашидов начал ещё будучи студентом.

В 1945 году вышел первый сборник стихов Рашидова «Мой гнев». Далее написана трилогия «Победители», «Сильнее бури», «Зрелость». В 1964 году вышел роман «Могучая волна», а через три года – книга «Знамя дружбы». Песня на стихи Рашидова «Влюбился я» была признана лауреатом «Песни-78».

С 1944 года началась и политическая карьера Рашидова. Он прошёл путь от секретаря Самаркандского обкома КП (б) Узбекистана до первого секретаря ЦК КП Узбекистана (этот пост он занял в 1959 году). В 1961 году он также стал членом ЦК КПСС, а в 1970-м – членом Президиума Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета СССР III–X созывов.

Почти четверть века Шараф Рашидович стоял у руля компартии Узбекистана. В этот период Республика пережила расцвет – были построены новые города, заводы и горно-обогатительные предприятия. При Рашидове Республика стала золотодобывающей, а Ташкент превратился в один из красивейших городов Востока.

Тёплые отношения связывали Рашидова с генсеком СССР Л.И. Брежневым, из рук которого он многократно получал государственные награды, в том числе и десять орденов Ленина (в разные годы).

До конца 50-х в Узбекистане цвели фруктовые сады и выращивалось очень много овощей. Но потом всю республику охватила гонка за хлопком, потому что он был нужен не только для производства ваты и тканей, но и для оборонного комплекса. Из узбекского хлопка делался порох, составные части для взрывчатки. Поэтому хлопковая отрасль финансировалась из Союзного центра напрямую и на приоритетной основе.

Хлопок стал национальной идеей. На хлопковых полях работали колхозники и городские жители, даже дети. Рой Медведев отмечает, что «школьники до зимы не учились, а работали на хлопковых полях». Подорвалось здоровье нации, потому что хлопковые поля обрабатывались гербицидами и пестицидами, а это очень вредно для здоровья людей.

Представители Узбекской ССР получали ордена и звания за новые достижения хлопковой индустрии. В 1975 году установили рекорд по сбору хлопка – за год собрали 4 миллиона тонн «белого золота». А Шараф Рашидов обещал Брежневу: «Мы дадим стране скоро 5 миллионов тонн». А Леонид Ильич выдвинул встречное предложение – «а может 6 миллионов?» 3 февраля 1976 года Рашидов ставит перед республикой новую задачу – выйти на новый рубеж по сбору в 5 миллионов тонн, а к 1983 году собирать по 6 миллионов тонн. Он прекрасно осознавал, что Узбекистан столько не соберет.

После смерти Брежнева в 1982 году назначенный генсеком Юрий Андропов, как бывший председатель КГБ, имел полное досье по «хлопковой мафии» Узбекистана. В начале 1983 года в Республику была направлена следственная бригада из Москвы, начались первые аресты. Главной причиной возникновения «узбекского дела» стали приписки якобы собранного и отгруженного хлопка-сырца. Как позже выяснилось, государству ежегодно «продавали» около шестисот тысяч тонн несуществующего сырья. Таким образом, из казны уходили сотни миллионов рублей. А это уже «пахло» государственным преступлением…

31 октября 1983 года Шараф Рашидович Рашидов скончался в Ташкенте, по официальным данным – от сердечного приступа. Спустя несколько лет после его смерти, стали выдвигаться версии о самоубийстве первого секретаря.

Источник: calend.ru, «Хлопковое дело»