На Культурном фронте: 80 лет 7-й симфонии Шостаковича


На Культурном фронте: 80 лет 7-й симфонии Шостаковича

7 симфония Шостаковича – как капля крови, содержащая в себе код всей русской психики и культуры

👁62

РОДНЯ ЕВРОПЕ И РУССКОЕ УПРЯМСТВО

Шостакович знал, что его музыку упрекнут в родстве с «Болеро» Равеля и всё – таки не испугался.

В его «пусть упрекают, а я так слышу войну» - вся стойкость искренности и русское упрямство.

«НЕ ПИАНИСТ»

Сюжеты голливудского фильма «Пианист» был снят по мотивам дневников Владислава Шпильмана, пианист прятался от немцев во время войны.

В России такое поведение никогда бы не стало сюжетом фильма.

Шостакович многократно штурмовал призывные пункты. Его зачислили в ряды пожарной команды противовоздушной обороны.

В пожарной каске и комбинезоне великий композитор Шостакович работал над музыкой на крыше консерватории, пока невеликий пианист Шпильман прятался.

С ТОГО СВЕТА ДОСТАНЕМ

В 1942 – м году немцы были уверены в скорой перемене настроений общества в СССР. С точки зрения банальной эрудиции и формальной логики они были правы.

Когда дирижёру оркестра Элиасбергу пришло предписание исполнить 7 симфонию в блокадном Ленинграде, он лежал в больнице с дистрофией.

Людей в оркестр катастрофически не хватало. Их в буквальном смысле доставали с того света: когда один из оркестрантов Жовгет Айдаров не дошёл до репетиции, Элиасберг разыскал того в мертвецкой. Айдарова откачали и вернули в строй.

ОПЕРАЦИЯ ГОВОРОВА «ШКВАЛ»

В день премьеры артиллерии пришлось 2 с лишним часа отвлекать нацистов, чтобы в зале филармонии никто не пострадал.

Операция называлась «Шквал», её готовил маршал Леонид Говоров. Сам Говоров присутствовал на концерте и даже сказал Элиасбергу: "Нас тоже можно считать участниками исполнения вашей симфонии".

БАНКЕТА НЕ БУДЕТ

В августе 1942 немцы рассчитывали уже взять Ленинград и проводить в нём праздничные банкеты.

9 августа 1942 в Большом зале филармонии состоялся концерт. Зал был полным, трансляция шла по всему городу.

«Это, пожалуй, единственный такой пример в музыкальной литературе, когда музыкальное произведение стало памятником» - сказал Юрий Башмет.

Источник: ТГ-канал "Культурный фронт Z"