Будущее России глазами отечественных экспертов


Будущее России глазами отечественных экспертов

Состоялся Круглый стол, посвященный образу будущего России. Названы три задачи, которые надо решить для преодоления последствий санкций

👁382

Вчера состоялось заседание круглого стола на тему «Будущее России», организованного Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ). Мероприятие состоялось в рамках просветительского марафона «Новые горизонты» общества «Знание».

Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в своем выступлении отметил:

"На наших глазах в общественном мировосприятии произошло подряд три сдвига. Первый – во время пандемии, второй, политический – когда Россия начала специальную военную операцию на Украине. Третий сдвиг, идеологический, происходит на наших глазах".

В настоящее время очевидно стремление осмыслить новую реальность, в которой мы живем. Делаются попытки сформировать картину мира, который возникнет по итогам завершения военной операции на Украине.

Андрей Безруков, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, указал на то, что в настоящее время некоторые глобальные тенденции играют на руку России:

  • Мир разделился на коллективный Запад и остальной мир, который некогда был «коллективной колонией» Запада. При этом ни одна из стран, которые были западными колониями (как Индия) или полуколониями (как Китай), не наложила санкции на Россию после объявления спецоперации.
  • Россия становится ведущей сельскохозяйственной державой мира.

  • Наша страна есть и будет ведущей энергетической державой.

  • РФ контролирует крупнейшие, важнейшие логистические коридоры, которые станут еще более значимыми, если вдруг «подбрюшье» Евразии загорится, а оно очень нестабильно.

  • Россия де факто уже стала своего рода экспортером безопасности: на данный момент Россия – единственная, кроме США, страна, обладающая достаточными компетенциями в технологиях безопасности критически важной инфраструктуры. Это связано с тем, что мы мы являемся единственной технологической альтернативой для тех стран, которые хотели бы создать собственную суверенную инфраструктуру: контролировать свои коммуникации, иметь системы кибербезопасности, иметь возможность контроля территории из космоса.

Но для того, чтобы эффективно воспользоваться указанными глобальными тенденциями развития современного мира России необходимо решить три важнейшие задачи (Княгинин):

1. Обеспечить функциональность производственных систем, которые работают на заимствованных технологиях, особенно если технологии поставлены недружественными странами. Нужно развертывать сервисные сети, потому что из России ушли не только поставщики техники (к примеру, Siemens, Boeing, Airbus), но и компании, оказывающие сервисную поддержку. Нам придется обеспечивать жизнеспособность всех этих систем, а также искать компоненты на замену существующим. Это задача на ближайший год.

2. Развитие реверсивного инжиниринга, и это нужно сделать в ближайшие два года. Поясним: реверсивный инжиниринг или обратная инженерия – изучение «сделанных не у нас» устройств или программ с целью понять принцип их работы. России предстоит научиться производить не только отдельные элементы каких-либо устройств или оборудования, но и научиться производить стратегически важную продукцию с нуля.

3. Определение направления дальнейшего развития, оно потребует перестройки всей научной сферы и обеспечение работы всех конструкторских бюро и инжиринговых центров.

Но, чтобы решать столь масштабные задачи, «нам придется перестроить экономику», заметил Безруков. «Конечно же, экономика будет мобилизационной – это понятно, иначе мы просто не выживем. Она, скорее всего, будет с элементами планового хозяйства», – полагает эксперт.

Сверхзадачей же должен быть переход к опережающему развитию, заметил директор Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимир Пирожков. Пока Россия остается на стадии догоняющего развития, но при этом у нас есть базис для технологического рывка – 35% всего природно-ресурсного потенциала мира, добавил аналитик.

«Образ будущего – это постоянный поиск, постоянный процесс, некая динамичная процедура размышления о том, куда мы движемся, – резюмировал Чеснаков. – Российская власть действует правильно, запуская дискуссию о будущем, а не навязывая те или иные шаблоны, которые могут восприниматься как догма. Определение образа будущего состоит из двух ключевых фаз – перебора рисков и перебора возможностей. Принципиально важно, что сейчас власть фокусируется на возможностях, предполагая, что конкуренция между позитивными сценариями будет продуктивной». Вместе с тем, отметил политолог, уже к началу президентской кампании 2024 года России нужно иметь четко выверенную стратегию развития, «основанную на разделяемых большинством граждан мировоззренческих принципах».

Источник: ВЗГЛЯД