Закиров Шамиль Зиннурович
👁2014
Фотография

Закиров
Шамиль Зиннурович

1945.03.15   2012.02.26


театральный деятель

 


Родился 12 марта 1945 года в селе Нарат-Елга Чистопольского района Татарской АССР. Окончил Казанский химико-технологический институт (1970 г.), аспирантуру Ленинградского государственного института культуры им. Крупской (1975 г.).

В 1962 - 1963 гг. - учитель русского языка в сельской школе Чистопольского района,

В 1969 - 1972 гг. - инструктор Татарского обкома ВЛКСМ,

В 1975 - 1979 гг. - старший преподаватель Казанского государственного института культуры,

В 1979 - 1982 гг. - директор Набережночелнинского дворца культуры "Энергетик",

В 1982 - 1985 гг. - заведующий отделом культуры исполкома Набережночелнинского горсовета.

С 1985 года - директор ТГАТ им. Г. Камала.

Заслуженный работник культуры РТ.

Собирал музейную коллекцию Коранов для мечети Кул-Шариф.


Источник: http://culture.tatar.ru/who_is_whos/show/10

Шамиль Закиров не дожил до своего дня рождения две недели

Возглавлявший один из самых знаменитых казанских театров с 1985 года Шамиль Закиров скончался накануне вечером, сообщили порталу ProKazan.ru в приемной театра. Он умер на 66-м году жизни, не дожив до своего дня рождения две недели.

Закиров Шамиль Зиннурович родился 15 марта 1945 года. Заслуженный работник культуры РТ и РФ — 1991, 2007. Родился в селе Нарат-Елга Чистопольского района Татарстана. Окончил Казанский химико-технологический институт (1970), аспирантуру кафедры культурно-просветительской работы Ленинградского института культуры (1972).

В 1979–1985 гг. был директором дворца культуры «Энергетик» в Набережных Челнах, с 1982 года одновременно являлся завотделом культуры исполкома горсовета. С 5 февраля 1985 года — директор Татарского академического театра им.Г.Камала. С 1998 года — директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». Являлся доцентом Казанского университета культуры и искусств.

Редакция портала ProKazan.ru приносит соболезнования родным и близким Шамиля Закирова, а также коллективу театра.

Источник: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/society/8199780/


Шамиль Зиннурович всю свою жизнь посвятил камаловскому театру. И в радости, и в горе он всегда был вместе с труппой. Каждый день – на работе. Он жил театром и получал от этого удовольствие.

Сложно представить театр Камала без Шамиля Закирова. Сегодня таких грамотных как он менеджеров в национальном искусстве по пальцам можно пересчитать. Он смог сохранить коллектив в самые сложные годы, добился того, что театр всегда жил полноценной жизнью.

В нашей памяти Шамиль әфәнде останется человеком с большим сердцем и по-детски чистой, светлой душой. Он очень тонко чувствовал людей. Разделял и радости, и горести каждого обратившегося к нему человека. Искренний был.

Шамиль Закиров служил своему народу и этим стал примером для многих. Его вклад в татарское национальное движение сложно переоценить. Он искренне верил в то, что татары обретут независимость, а Татарстан станет по-настоящему самостоятельным государством. Он частенько говорил мне: “Мы, может, и не доживем, но вы обязательно станете свидетелями татарской независимости!”.

25 февраля Шамил әфәнде вместе с коллегами вспоминал Фирдаус Ахтямову, которая скончалась за три дня до этого. “Шамиль абый очень помог с организацией похорон мамы. Он очень тяжело переживал её уход”, – рассказала дочь Фирдаус Ахтямовой Айгуль. Сердце Шамиля Закирова не выдержало. Он и сам покинул этот мир в воскресенье…

Был инфаркт, скорая отвезла его в 5-ю больницу, но врачи ничего сделать не смогли. За день до смерти он вместе с труппой камаловского поехал на гастроли в Зеленодольск. По словам коллег, Шамиль абый, который всегда смотрел спектакль за сценой и всегда переживал за актеров, в этот раз стоял на одном месте и спокойно наблюдал.

Смерть Шамиля Закирова – большое горе для всего татарского мира. Не хочется верить, что он ушел. Пусть его место будет в раю.

Церемония прощания состоится сегодня в 9:30 в театре Г.Камала.

Римма Бикмухамметова, корреспондент радио "Азатлык"
Перевод Роберта Болгарского


Источник: Газета Е-татар

НА ПЕРЕЛОМЕ

Шамиля Закирова не стало вчера вечером. Ему стало плохо с сердцем, и приехавшая скорая помощь забрала его в больницу. Но до больницы он не доехал, умер от обширного инфаркта прямо в машине.

Закиров родился 15 марта 1945 года в селе Нарат-Елга Чистопольского района. Он был по образованию химиком, окончил КХТИ в 1970 году. Позже - в 1972 году - окончил аспирантуру Ленинградского института культуры. Был на комсомольской и партийной работе, возглавлял с 1979 по 1985 год Дворец культуры «Энергетик» в Набережных Челнах – в ту пору это был фактически главный концертный зал города, здесь же проходили тогда все ключевые официальные мероприятия.

5 февраля 1985 года Закиров был назначен на должность директора культового для татар Татарского академического театра им. Камала, где и проработал до последнего дня жизни.

Он появился в директорском кабинете Камаловского в переломную эпоху, когда только-только начиналась перестройка. В театр пришла новая драматургия, потребовавшая нового выразительного языка. Благодаря новому директору и тогдашнему главному режиссеру театра Марселю Салимжанову, театр благополучно прошел переломный период, сохранив и труппу, и преданного зрителя.

В то время, когда залы многих других национальных театров страны опустели, в Камаловском сохранялись аншлаги. Ситуация заполнения зала почти на сто процентов характерна для Камаловского театра и по сей день.

Отметим, что семья Закировых хорошо известна далеко за пределами Татарстана, младший брат Шамиля Зиннуровича Ренат Закиров – многие годы бессменный директор НКЦ «Казань», председатель исполкома Всемирного конгресса татар.

НАШ ПЕРВЫЙ ТЕАТР

Камаловский театр, ведущий свою историю с 1906 года, по своей сути уникален. Он соединяет в себе национальные ориентальные корни и все новации современного европейского театра. На его афише рядом находятся народная «Голубая шаль», спектакли по пьесам Чехова, Шекспира и Мольера. Ближайшая премьера – сказка Карло Гоции «Принцесса Турандот», ее ставит режиссер из Китая Ма-Джин Хонг. Иностранные режиссеры, приглашенные на постановки, - традиция Камаловского театра. Театр смело интегрируется в мировой театральный процесс.

Профессиональная труппа была образована из труппы любительской, и скоро представления, где участвовали легендарные артисты прошлого, такие как Волжская, Кариев и другие, стали, по словам классика, той самой «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра».

Театр стал еще и лабораторией, своего рода «литературным институтом» для нескольких поколений драматургов. В последние десятилетия театр не знает голода в смысле современных пьес – его окружает целая когорта интереснейших драматургов. Этому способствует и практика подготовки целевых курсов актеров в Москве, в Щепкинском училище и в театральных вузах Татарстана.

УДАЧНЫЙ ТАНДЕМ

В театре, как ни в каком другом виде искусства, важно чувство команды. И если существует недопонимание между главным режиссером и директором театра, коллективу на пользу это не пойдет. Салимжанов - многолетний художественный лидер Камаловского театра, человек необычайно одаренный, но, как всякая яркая творческая личность, сложный, стал единомышленником Закирова. Они образовали отличный тандем, когда Салимжанов мог спокойно заниматься творчеством, а все другие вопросы решал директор театра.

Когда же Салимжанова не стало, и театр вроде бы снова оказался без художественного лидера, на должность главного режиссера был назначен Фарид Бикчантаев - ученик Марселя Хакимовича, выпускник ГИТИСа, выросший в Камаловском театре. Это назначение и новый тандем сложились во многом благодаря Шамилю Закирову.

«ТАНТАНА», МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Закиров был очень креативным человеком. С 1998 года он директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» и прилагает немалые усилия, чтобы этот форум проводился именно в Казани.

Он пережил строительство нового здания театра на Кабане, переезд, а также недавнюю реконструкцию здания.

Идея премии «Тантана» - первой республиканской театральной премии – также родилась в недрах Камаловского театра и была поддержана Шамилем Зиннуровичем.

Стараниями Закирова проходили частые гастроли Камаловского театра в Москве и других городах страны, труппа неоднократно гастролировала в Финляндии, побывала в Лондоне и Колумбии. О татарском театре, как о серьезном явлении культуры, заговорили в мире.

Он был гостеприимным хозяином – на сцене Камаловского театра с удовольствием гастролировали Малый театр, БДТ им. Товстоногова, Театр Европы Льва Додина.

Инициативы часто бывают наказуемы. Поговаривают, что однажды Шамилю Зиннуровичу было предложено написать заявление об уходе. Но на торжественном заседании, посвященном юбилею Камаловского театра, корреспондент «БИЗНЕС Online» был свидетелем того, как тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев сказал: «Шамиль Зиннурович, работайте столько, сколько захотите!». На лице Закирова публика, сидящая в зале, заметила слезы…

ТЕАТР – ДОМ

Закиров смог создать в стенах театра особую атмосферу театра-дома, где все – от ведущих актеров до капельдинеров – чувствуют себя нужными и любимыми.

В середине девяностых, когда зарплаты и пенсии людей театра были чисто символическими, директор театра ввел доплаты пенсионерам, учредив для этого специальный фонд. По мере сил помогали и тем, кто работает в театре.

Прощание с директором Камаловского пройдет завтра в 9:30 утра в здании театра.

«ОН САМ БЫЛ РЫЦАРЕМ ТЕАТРА, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ ТЕАТРАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили вклад Шамиля Закирова в развитие татарского театра.

Фарид Бикчантаев – главный режиссер Камаловского театра:

- В последние годы Шамиль Зиннурович перестал быть только директором – он стал общественным деятелем. Он не просто создал хороший театр – он сделал его социально значимым организмом. Наш театр, каким он стал при Шамиле Закирове, перестал всего лишь обслуживать зрителя и стал действительно властителем умов и сердец.

Туфан Миннуллин – драматург:

- Шамиль Закиров настолько принадлежал искусству, что, кроме работы, просто ничего не знал. Самым главным его умением было умение работать в контакте с главными режиссерами. Когда директор враждует с главным режиссером – это беда для театра. Закиров же нашел взаимопонимание с такой неординарной личностью, как Марсель Салимжанов. Он знал театр изнутри. Он был не просто директор – человек, преданный театру до фанатизма.

Фарид Шамсиев - директор Театра юного зрителя:

- Я дружил с Шамилем Зиннуровичем более тридцати лет, это был добрый, очень добрый человек, который никогда никому не отказывался помочь. Причем он был добр по отношению ко всем. Кому-то нужно лечь в больницу, кому-то нужен детский сад для ребенка – все шли к нему. И всегда была гарантия, что он поможет. Труппа была за ним как за каменной стеной. Шамиль Зиннурович был отличным организатором, он мог делать все без суеты. Вырастить такого директора камаловцам будет непросто.

Энгель Тагиров - ректор Института культуры мира при ЮНЕСКО, профессор:

- Шамиль Закиров был необычайный талант, и этот талант сверкал многими гранями. Это был человек комсомольской закваски, он сумел сохранить комсомольский задор и смелость. У него была поистине бешеная энергия, и он щедро ее тратил.

Айгуль Габяши - театровед:

- У Шамиля Зиннуровича было много заслуг, но одна из самых главных, пожалуй, та, что он сумел объединить все татарские театры страны в единое культурное пространство. Он постоянно думал о будущем театра – пестовал молодых драматургов и режиссеров. Ему было не безразлично, как будет развиваться татарский театр завтра. Он много оставил в память о себе, для меня же воспоминанием об этом удивительно добром человеке будет альбом, посвященный 100-летию Камаловского театра, инициатором выпуска которого он был.

Михаил Галицкий - народный артист РТ, лауреат госпремии РТ, артист Качаловского театра:

- Главным качеством в Шамиле Закирове была любовь к театру. Он просто сам был рыцарем театра, плоть от плоти театральным человеком. Он очень любил и ценил актеров. Мы любили, когда он приходил на наши спектакли. Любили бывать в Камаловском, где он всегда был нам рад и всегда находил для нас места в переполненном зрительном зале.

Татьяна Мамаева
Источник: Бизнес-газета


Ушел из жизни Шамиль Закиров, директор Татарского академического театра им. Камала. Огромная потеря для всей татарской да и мировой культуры. Подвижник. Ему было 66 лет, 15 марта должен был быть день рождения. Он был молод душой. Не выдержало сердце, инфаркт, «скорая» к нему ехала час, он скончался в машине. Шамиль Закиров был директором с 1985 года, 27 лет управлял театром мудро и дипломатично, театр был для него словно родное дитя, он его безумно любил. Был полон интересных проектов, поддерживал искания молодежи, только за последние годы им был создан уникальный фундаментальный театральный фестиваль тюркских театров «Науруз», который сделал театр им. Камала лидером тюркского мирового театрального процесса. Нет сомнения, что фестиваль назовут Закировским. И премия театральная будет имени Шамиля Закирова.

Он наладил братские связи с Малым театром, дружил с Юрием Соломиным, организовывал потрясающие гастроли театров (Башкирский, Рижский театры, МХАТ, Самарский театр, спектакли «Золотой маски» и т.д.) в Казани. Вспомним, только недавно театр был запружен народом в связи со спектаклем Театра наций по рассказам Шукшина, в котором играли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, и который с интересом смотрел президент Рустам Минниханов. Малый театр и театр им. Камала обменивались гастролями, были интересны и друг другу, и глубокой публике, которая группировалась вокруг этих мастодонтов российской сцены. И Малый театр, и театр Камала, по существу, играют роль Шекспировского театра в Англии, театра Мольера во Франции, это носители национальных традиций, их значение для культур народов, русского и татарского, космично, это «телескопы» в прошлое, будущее, в настоящее культур, «машины времени», «закрепляющие» национальные культуры, создающие думающие поколения народов, задающие импульс и тон правды, разрушающие поверхностную фальшь. Без театра Камала представить культуру татарского народа невозможно, также невозможно представить культуру русского народа без Малого театра, «дома Островского». И театр Камала, наверное, уже можно назвать «домом Закирова», это действительно национальный татарский дом, храм искусства, в нем всем было уютно и тепло. Грело сердце Шамиля Закирова. Театр им. Камала и Малый театр – великие классические театры, их трудно переоценить, они остаются вечно молодыми, потому что классика всегда молода в силу своей природной глубины. И все благодаря стратегическому направлению, сформированному капитанами этих национальных гигантов, Шамилю Закирову и Юрию Соломину.

У Шамиля Закирова была поразительная интуиция. Он сразу понимал, где настоящее и где не настоящее. И он был труженик, постоянно шел на риск, никогда не останавливался, всегда был в поиске. Именно он предоставил театр им. Камала для первого исторического съезда ТОЦ, с которого началось «лавинообразное» возрождение татарского народа, избавление от «второсортности», а ведь в то время только предложение о статусе союзной республики для Татарстана считалось страшным антисоветским преступлением. Один из лучших залов республики предоставить «страшным» татарским патриотам, которые любят свой народ и язык, – за такое тогда сразу не только снимали с работы, исключали из партии, отправляли с волчьим билетом в дворники, могли поместить в соответствующую «лечебницу», если человек «упирался». Шамиль Закиров как человек творческий был в хорошем смысле слова нонконформист и великий патриот татарского народа. И так он поступал всегда. Он вместе с Равилем Шарафиевым приходил на митинги «За честные выборы» и удивлял творческую молодежь Казани. Люди успокаивались на митинге: если такие прославленные деятели культуры с нами, значит, мы на верном пути. Значит – алга! Его приглашали на беседы, трепали нервы, уговаривали, а он говорил – не могу молчать, совесть не позволяет.

Возможно, из-за того, что татарский театр был новым явлением, преодолевал на пути своего развития и местное давление, и имперское, шел своей неизведанной родной дорогой вперед в условиях постоянной «зажатости», угроз со всех сторон, страхов эгоистичной бюрократии, навязываемому ему мифу в следовании мейнстриму провинциального соцреализма, желания превратить его в инструмент развлечения «дрожащей» псевдоэлиты, а не ответов на исконные, выстраданные потребности народа – ему приходилось особенно трудно. Втройне труднее. Театр им. Камала был «ледоколом», первопроходцем для татарских театров, да и для русских театров в республике, пробиваясь сквозь льды чиновного равнодушия. Он давал надежду Татарстану.

Шамиль Закиров любил книги, говорил, что книги для него как дети. Мы ходили с ним на книжный рынок по воскресеньям на ул. Татарстан, и он переживал, что книги лежат на снегу, «беззащитные», им холодно. Он приходил ко мне летом в больницу, когда я лежал после инфаркта, говорил, что любит лежать в больнице, в РКБ, настроение особое, отвлекаешься от мира. И вот как все повернулось.

На фестивале молодежной режиссуры «Ремесло» оттачивали свое мастерство молодые режиссеры и актеры Альметьевского, Набержночелнинского, Мензелинского театров, казанских тюзов, русского и татарского, и других театров, по хорошему «толкались локтями», они заряжали театр Камала свежей и юной энергией молодого задора. Впервые на татарском языке поставили сюрреалистический спектакль «В ожидании Годо», шел мензелинский религиозный «Мулла», шли «Записки сумасшедшего» Гоголя, шел «Дэрдменд», поставленный Ильгизом Зайниевым, и другие авангардные спектакли. Он «прикрывал» их, словно отец, радовался их удачам, говорил – растет смена.

Не верится, что его нет. Еще недавно хотел сходить на «нашумевший» в Москве спектакль «Три сестры» в театр им. Камала, разговаривал с ним. Он любил нашу газету, говорил, что читает от корки до корки. Он был мыслителем и настоящим интеллигентом. Доверенное лицо Прохорова Гумар Кадыров объявил во время своего выступления на предвыборных дебатах по телевидению минуту молчания памяти Шамиля Закирова. Шамиль Зиннурович поддерживал «Яблоко», хотел видеть Татарстан демократическим и решил поставить свою подпись в поддержку Прохорова, потому что кандидат в президенты заявил: каждый народ имеет право сам свободно решать, на каком алфавите он должен писать и читать свои книги, и 70% налогов должны оставаться в регионе. Жалко, он не познакомился с Ириной Прохоровой.

Рауфаль Мухаметзянов, наш «татарский Дягилев», директор театра им. Джалиля, отметил на траурном собрании – стержнем поступков, действий Шамиля Закирова было сердце, а не разум. Он был великолепным организатором, но двигала им любовь. Прощание с Шамилем Зиннуровичем превратилось в гимн его делу, его добру, его личности. Тысячи людей шли, шли, шли под пронзительную музыку. Прочитал стихи памяти Шамиля Закирова Разиль Валеев, выступили от души, искренне вице-премьер Зиля Валеева, министр культуры Айрат Сибагатуллин, Туфан Миннуллин, Азгар Шакиров, Рауфаль Мухаметзянов, Александр Славутский. Люди плакали. Театр был в трауре. Весь татарский народ скорбел. Его выносили под трагические аплодисменты.

Почему не пришли проститься президент Минниханов, госсоветник Шаймиев, премьер Халиков, председатель Госсовета РТ Мухаметшин, мэр Казани Метшин? Говорят, долго решали приходить, не приходить, и итогом стало решение, что это только директор театра, по статусу не положено. Правда это или нет – они должны сказать татарскому народу. Есть статус формальный и неформальный, есть статус официальный и народный. Кто более популярен, понимает каждый разумный человек. Второй секретарь ЦК КПСС Суслов был похоронен в кремлевской стене, а Высоцкий на Ваганьковском кладбище, но любовь к Высоцкому была неизмеримо выше, чем к Суслову. Могила Шамиля Закирова на татарском кладбище оказалась на почетном месте, в начале кладбища, как могила Высоцкого на Ваганьковском – это желание народа. Не превратиться бы нашей элите в таких «сусловых». Интересы народа должны у них всегда быть на первом месте. Шамиль Закиров – фигура для татарского народа масштабная, знаковая, примерно как Дмитрий Лихачев для русского народа. Шамиль Закиров объединял всех своей любовью, своим творческим служением высокой культуре.

Как можно было так ошибиться правителям? Люди недоумевали. Видимо, наши руководители совсем оторвались от народа в своей политической стратосфере, какие бы политические и экономические завихрения не веяли в руководящей голове, смерть есть прикосновение к вечности. Там деньги и посты не важны. Смерть взывает к совести каждого, совесть от Аллаха, настоящая жизнь состоит из таких узловых моментов проникновения иного мира. Каждого когда-нибудь понесут, будь ты президент или учитель, инженер, сельчанин или рабочий. Шаймиев обязан, обязан был прийти, он поклонник театра, отец нации и много сделал для театра им. Камала. Его ждали, но он не пришел. Пришел Камиль Исхаков, и народ к нему потянулся. Ошибку нужно исправлять, президент Минниханов должен прийти на родное татарское кладбище и возложить цветы на могилу Шамиля Закирова. Потому что на таких людях стоит народ.

Рашит АХМЕТОВ


Источник: Звезда Поволжья