Егоров Георгий Ефимович
👁951
Фотография

Егоров
Георгий Ефимович


директор Качаловского театра

 


"Республика Татарстан" № 81 (25417) 22 апреля 2005, пятница



Есть такая профессия - служить театру...

Время летит неудержимо быстро, с неумолимостью самума заметая прошлое, стирая следы с нашей памяти о событиях и людях, когда-то составлявших смысл и радость жизни и ставших теперь достоянием истории. Для нынешнего поколения казанских зрителей такие актерские имена, как Якушенко, Ардаров, Жилина, Милова, принадлежат легенде в той же степени, что и имена Щепкина, Комиссаржевской, Качалова. Нам остается лишь гордиться тем, что они по праву стоят в одном ряду...

Георгий Ефимович Егоров, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет, принадлежал к младшей ветви прославленного актерского поколения. Он приехал в Казань в 1960 году, уже не застав ни Ардарова, ни Жилину, ни тем паче Григорьева и Милову. Но даже несколько лет работы рядом с Якушенко, Загорским, Гусевым, Павловой, Лисецкой дали ему необычайно много. Он был заметной фигурой в актерском цехе. Его роли - Никита во "Власти тьмы", Платонов в "Океане", Нагульнов в "Поднятой целине", Чарнота в "Беге", Антипа в "Зыковых" - заставляли говорить о нем как об актере большого масштаба, яркого темперамента, глубокого социального обобщения. Ему было что обобщать. Два года на фронте (он был призван в действующую армию в 1943-м), участие в боях за освобождение Украины и Белоруссии, три ранения, госпитали - все это был весьма серьезный жизненный опыт, заставлявший совсем иначе оценивать и окружающих людей, и происходящие события. Не случайно Георгий Ефимович так ценил в людях порядочность, скромность, ответственность, преданность делу, на фронте от этих качеств соседа зависела порой и твоя жизнь.

Его герои несли правду жизни и правду характера. И жажду деятельности, даже когда эта деятельность была направлена прежде всего на достижение собственных корыстных целей. Спектакль живет действием - в этом Егоров был глубоко убежден и как актер, и как режиссер, поставив на сцене Качаловского театра десяток спектаклей. "Вот, смотри! Сколько азарта, темперамента проявляют актеры на сцене, а ничего не происходит, действие стоит на месте. И потому скучно!" - говорил он, подсаживаясь ко мне в зрительном зале во время репетиций. Мне, молодому тогда актеру, пробовавшему силы в режиссуре, замечания эти помнятся до сих пор.

Спектакли, поставленные Егоровым, заставляли зрителя, не отрываясь, следить за происходящим на сцене, увлекали своей интригой. И потому долго держались на сцене. "Хищница" по роману О.Бальзака шла на сцене театра десять лет. Большим успехом пользовалась и поставленная Егоровым совместно с Е.Кара-Гяуром комедия "Верните бабушку!", которую бесконечно играли и в Казани, и на гастролях.

Казанский театр всегда обладал какой-то удивительной притягательной силой. Почти все актеры, служившие здесь, до приезда в Казань меняли театры чуть ли не каждый сезон. Они словно бы что-то настойчиво искали и, приехав в Казань, вдруг останавливались в своем беге. Вот и Георгий Ефимович, испробовав свои силы в нескольких театрах, прилепился душой к Казани, обрел здесь свою обетованную землю. При этом нельзя сказать, что жизнь его здесь складывалась из одних только удач. У него были крупные, заметные роли, о которых говорили, писали. Но Егоров пришел в театр в ту пору, когда качаловцы переживали не лучшие времена. В театре происходила смена поколений, шел поиск новых выразительных средств, нового театрального языка, новой драматургии. Наконец, наступило просто другое время. В 1962 году, через два года после его приезда, умер Ригорин, легендарный директор Качаловского театра, и найти ему замену было делом непростым. После него театр возглавила известная актриса Валентина Михайловна Павлова и, что называется, "пала смертью храбрых" в 1978 году. И тогда, как истинный фронтовик, знамя поднял Егоров.

Он многое успел сделать за семь отпущенных ему лет директорства. Вернул в театр актрису Марину Кобчикову и режиссера Семена Ярмолинца, поставившего в эти годы ряд интересных спектаклей. Егоров пополнил труппу молодежью, укрепил материальную базу театра, перестроил фойе и зрительный зал, переоборудовал сцену, провел ряд крупных гастролей. Укрепился и репертуар театра. Как и прежде, достойное место в нем занимала русская и мировая классика, но основной акцент сместился в сторону современных пьес, поднимавших острые, злободневные проблемы. Пьесы И.Дворецкого, А.Гельмана, М.Рощина, А.Вампилова, А.Галина, А.Салынского, В.Арро, инсценировки романов Ю.Бондарева, В.Астафьева послужили материалом наиболее значимых спектаклей театра конца семидесятых - начала восьмидесятых годов.

Давалось это все нелегко. Новое поколение актеров, воцарившееся в театре, привнесло с собой и иную культуру отношений внутри коллектива. Было ясно, что театру требуется художественный лидер, способный объединить всех в единый творческий организм и направить его энергию в созидательное русло. Но вот лидера как раз и не находилось. И хотя театр еще крепко держался на плаву, держался он часто лишь огромными усилиями одного Георгия Ефимовича. При этом он продолжал еще выходить на сцену (актер все-таки!), ставить изредка спектакли, помогать художественной самодеятельности в клубах, в студенческих драмкружках. Но ноша оказалась непомерно тяжелой...

Фраза о том, что искусство требует жертв, подчас приобретает, к сожалению, буквальный смысл. И хотя Георгий Ефимович Егоров "жертвой" себя никогда не считал, он действительно отдавал душу, силы - всего себя, без остатка, театру. Для него это было таким же святым долгом, как в годы войны, не щадя себя, защищать Отечество. Тем самым он подтвердил свою безусловную принадлежность к той плеяде великих своих предшественников, чье наследие он всеми силами стремился сберечь и передать следующим поколениям качаловцев.

Юрий БЛАГОВ