Карева Юнона Ильинична
👁2535
Фотография

Карева
Юнона Ильинична

1933.07.07   2013.05.27


советская и российская актриса, и театральный педагог, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженная артистка Республики Татарстан

 


Юнона Ильинична Карева (урождённая Фрейдман, с 1949 года — Каражеляскова) — советская и российская актриса и театральный педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005), Заслуженная артистка Республики Татарстан

Родилась в Харькове в семье инженера-архитектора Ильи Самуиловича Фрейдмана. Её мать Елена Стефановна Каражеляскова была пианисткой. Во время Великой Отечественной войны находилась с матерью в эвакуации в Пензе, потом в Новосибирске; после освобождения города вернулась в Харьков.

В 1955 году окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.

В 1955-1992 годах — актриса Казанского большого академического драматического театра имени В. И. Качалова.

С 1971 года преподавала в Казанском театральном училище.

Избиралась депутатом городского совета Казани, возглавляла творческую секцию совета Дома актёра.

Семья

Фильмография

 

Она была символом театральной Казани

27.05.2013
ИЗВЕСТНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, БЫВШУЮ ЖЕНУ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА ЮНОНУ КАРЕВУ ПОХОРОНИЛИ В МОГИЛЕ СЫНА

Сегодня рано утром в Казани после тяжелой болезни умерла заслуженная артистка РТ Юнона Карева, которая долгое время была ведущей актрисой БДТ им. Качалова. Она снималась в фильме «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким, с которым дружила, была женой режиссера и политика Станислава Говорухина и матерью их единственного сына Сергея – писателя, режиссера и общественного деятеля. Она была педагогом Чулпан Хаматовой, которая училась у нее в театральном училище. Для театральной Казани Карева была одной из знаковых фигур.

НАРОД ХОДИЛ «НА КАРЕВУ»

Юнона Карева родилась в 1933 году в Харькове, окончила театральное училище им. Щепкина и по распределению в 1955 году попала в Казань, в БДТ им. Качалова. Карева была необычайно красива и органична и практически сразу же заняла в труппе ведущее положение.

Качаловский театр того времени – театр крепкий, с хорошей режиссурой и сбалансированной труппой, где места героинь были уже заняты. Театр хорошо посещался публикой и работал при аншлагах. Тем не менее уже в первый сезон о молодой актрисе заговорили, и у нее появилась своя публика. Карева всегда отличалась лаконичностью и безупречным вкусом. Ее низкий голос с обертонами, который было слышно в самых отдаленных уголках зала, публика не могла спутать ни с одним другим голосом.

Карева играла много, она постоянно была в репертуаре. Причем сегодня она могла быть очаровательной Белоснежкой в «Белоснежке и семи гномах», а завтра выйти в трагической роли в бестселлере тех лет «Жарком лете в Берлине». И в каждом из образов она покоряла своей женственностью.

В середине 60-ых годов Карева и Вадим Кешнер смогли воплотить в жизнь беспрецедентный проект – они сделали спектакль по переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк и исполнили его вместе с симфоническим оркестром, которым дирижировал сам Натан Рахлин. Спектакль, который просуществовал более 30 лет, назывался «Жизнь для вечности». До сих пор в России нет аналогов этому театральному опыту.

- Если бы не было Юноны, то не появилась бы эта постановка, и не было бы в ней меня, – рассказывает Кешнер. – Началось все с тогдашнего директора нашей филармонии Михаила Григорьевича Первина, который дал почитать Юноне переписку и предложил подыскать себе партнера. А потом она меня так закрутила... В общем, проделала со мной то же самое, что и фон Мекк с Чайковским, – говорил позже в одном из интервью партнер Каревой и ее ближайший друг, народный артист РФ Кешнер.

«Жизнь для вечности» шла в только что отстроенном концертном зале на площади Свободы, попасть на спектакли было невозможно, и, если удавалось получить заветный входной билет и просидеть два часа на ступеньках лестницы, ведущей на балкон, это было для многих зрителей уже счастьем.

«ЧУЛПАН ХАМАТОВА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ БАНДИТКА»

Вторым мужем Каревой стал режиссер и политик Станислав Говорухин, в пору их знакомства и романа он работал на казанской студии телевидения. В этом браке родился сын Сергей Говорухин, который позже пошел по стопам отца. Брак через какое-то время распался, но Говорухин и Карева сохранили дружеские отношения на всю жизнь, отзываясь друг о друге с неизменным уважением и нежностью. Они постоянно общались.

Подтверждением добрых отношений стало то, что Говорухин пригласил Кареву сниматься в своей культовой ленте «Место встречи изменить нельзя», где у Юноны Ильиничны была очень заметная эпизодическая роль, она играла жену одного из персонажей, которого Глеб Жеглов по ошибке арестовал.

Интересная деталь, рассказанная самой Каревой: ее эпизоды в качестве режиссера снимал сам Высоцкий, Говорухин доверял ему это делать, зная, что Высоцкий мечтает в дальнейшем попробовать себя в режиссуре. А Говорухин, кстати, смотрел премьеру этого фильма в квартире своей бывшей жены на Театральной улице в Казани.

- Володя Высоцкий, когда приезжал с концертами, бывал у нас в доме, он был очень чистый и ранимый человек, мы дружили, – вспоминала Карева. Ее дом в хорошем смысле был салоном, многие знаменитости, приезжая в Казань, вечера проводили у Каревой.

Позже Карева снялась еще в одном фильме – «Время танцора» Вадима Абдрашитова, в этой ленте она играла вместе со своей ученицей Чулпан Хаматовой. Чулпан училась на курсе Каревой и Кешнера в казанском театральном училище всего год, но ее отношения с педагогами не прерывались никогда.

- Чулпан – это фантастика! Она маленькая бандитка, которая сегодня ездит на машине, а до этого гоняла по всей Москве на роликах – не признает метро. Недавно я со старшим внуком и бывшим учеником Геннадием Семеновым была в театре «Современник» на спектакле «Три товарища». И видела, как зал стоя аплодировал Чулпан. После спектакля она подбежала к нам и всю гору цветов – подарок зрителей – вручила мне. Тогда Гена разрыл букет, откопал в нем несколько роз и вернул ей со словами: «Хоть их-то ты можешь забрать? Это от нас с Юноной Ильиничной», – рассказывала в одном из интервью Карева.

Педагогическая деятельность Каревой – одна из самых замечательных страниц в ее биографии. Почти 40 лет она и Кешнер вели курсы в театральном училище. Последний набор был летом прошлого года, сейчас ученики Юноны Ильиничны оканчивают всего лишь первый курс.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА

Единственный сын Каревой и Говорухина Серей умер в 2011 году. В 1988 году Сергей окончил сценарный факультет ВГИКа, до этого работал сварщиком, монтажником, старателем на Крайнем Севере, прорабом. Он был так воспитан, что не боялся никакой работы.

В 1994 году Сергей приступил к съемкам фильма о современных войнах в России. В феврале 1995 года в Грозном при возвращении со съемок был обстрелян чеченскими боевиками и получил огнестрельное ранение, приведшее к ампутации ноги. Дебютировал художественно-публицистическим фильмом «Прокляты и забыты» в соавторстве с тогдашней своей женой Инной Ванеевой.

Говорухин пригласил Кареву сниматься в своей культовой ленте «Место встречи изменить нельзя», где Юнона Ильинична сыграла жену одного из персонажей, которого Глеб Жеглов по ошибке арестовал.

Сергей серьезно занимался прозой – он был членом союза писателей и союза кинематографистов России, автором сборников прозы «Мутный материк», «Никто, кроме нас…», «Со мной и без меня», «Прозрачные леса под Люксембургом», ряда публикаций в центральной прессе и журналах. Руководил кинокомпанией «Послесловие».

Карева так воспитала сына, что для него понятия патриотизм и Родина не были пустым звуком.

С 1994 по 2005 годы он в качестве военного корреспондента участвовал в боевых действиях на территории Таджикистана, Чечни, Афганистана и Югославии. Участвовал в 20-ти боевых и трех специальных операциях. Удостоен нескольких боевых наград.

В 1996 году создал региональную общественную организацию ветеранов-инвалидов межрегиональных конфликтов в Таджикистане и Чечне, занимал пост председателя фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада» и помогал сотням людей. Сергей Говорухин являлся членом совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Самым святым днем для Сергея, так его воспитала мать, был День Победы. Каждый год 9 мая он ставил на окно своей квартиры магнитофон с записями военных песен, выходил во двор и наливал соседям-фронтовикам традиционные победные сто грамм.

Умер Сергей 27 октября 2011 года в возрасте 50 лет. Причиной смерти стал инсульт, после которого Говорухин несколько дней находился в коме. Все это время Карева провела в Москве у постели сына. Нетрудно предположить, что потеря единственного сына, после которой Карева не смогла оправиться, запустила механизм страшной онкологической болезни, от которой она скончалась сегодня в 05:40 утра.

Прощание с Каревой пройдет завтра в 10:00 в Доме актера. Уже завтра вечером ее тело будет перевезено в Москву, где, согласно ее завещанию, оно будет кремировано, и прах похоронят в могиле Сергея Говорухина.

«В НЕЙ БЫЛ АЛМАЗНЫЙ СТЕРЖЕНЬ»

Карева – одна из знаковых актрис театральной Казани. Какой она останется в памяти? Вот что говорят по этому поводу эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

Светлана Колина – искусствовед:

- Актриса Юнона Карева была символом театральной Казани. Я помню, как смотрела ее в спектаклях, еще не будучи с ней знакома. Она была тонкой, психологичной и убедительной. И самой красивой женщиной Казани! Карева была педагогом от Бога – скольких талантливых ребят она сумела рассмотреть. Спектакли, которые она ставила в театральном училище, они были живые, тонкие и острые. Она воспитывала своих учеников так, что в них появлялся стержень. В ней и самой был алмазный стержень. Карева была брендом казанского театрального училища. Учиться к Юноне Ильиничне ехали ребята из многих городов страны, даже из городов, где были театральные училища, но старались попасть именно к ней, в ее руки. Сейчас ее ученики блистают в Израиле, Германии, США, а уж сколько их в городах России – просто не перечесть.

Вадим Кешнер – народный артист РФ, актер БДТ им. Качалова:

- Мы знакомы с Юноной 58 лет и из них дружили 56 лет. Я просто не мыслю своей жизни без нее, не мыслю. Юнона была человеком, который всегда бросался на амбразуру, спешил на помощь к тем, кому было плохо. Она была замечательной актрисой и выдающимся педагогом. Одним из лучших в России.

Фарид Бикчантаев – главный режиссер ТГАТ им. Камала, председатель СДТ РТ:

- Когда появлялась Юнона Карева, всегда начиналось волнение. При ней нельзя было распускать себя, при ней надо было выпрямлять спину. Я помню, что когда-то увидел очень красивую женщину и мне сказали, что она актриса. Она меня просто потрясла. Карева была прекрасным педагогом, она была влюблена в своих студентов, а они были влюблены в нее. Она подпитывалась этой своей педагогической работой. Думаю, что смерть сына подкосила ее, она так и не сумела оправиться.

 

Татьяна Мамаева

 

Источник: Бизнес-ONLINE http://www.business-gazeta.ru/article/80898/ 

Дополнительные источники: ВИКИПЕДИЯ