Родился в 1879 году в семье кустаря-меховщика в Казани. Учился в казанском медресе "Госмания", 1889-1897 годах в медресе "Мухаммадия". Одновременно изучает русский язык в трехклассном городском училище.

Первая пьеса Камала называется "Несчастный юноша", она была опубликована в 1900 году. С постановки "Жалкое дитя" начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности труппы "Сайяр". Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету "Азат Халык" ("Свободный народ"), организовал издательство, занимался книжной торговлей. Творческая деятельность деятельность Г. Камала приобретает размах после 1905 года, гогда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы "Первый театр", "Банкрот" и другие.

Г. Камал один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Им переведены "Женитьба", "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Гроза" А.Н. Островского, "На дне" А.М. Горького.

Источник: «Знаменитые казанцы»
 

Камал Галиаскар Галиаскарович (1878/79-1933) — татарский драматург и публицист.

Родился в Казани, в семье кустаря. До 1900 учился в духовной школе (медрессе) муллы Варуди в Казани. Самоучкой изучил русский яз. и увлекся русской драматической лит-рой и театром. Общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока захватило и Камала. Он выступает в своих драматических произведениях против старых полуфеодальных пережитков в татарской жизни. Первая драма Камала «Бахетсез егет» (Несчастный юноша) написана в 1898 и издана в 1899. Таким образом Камал начал свою литературно-драматическую деятельность еще задолго до зарождения татарского театра [1906] и вполне заслуженно считается отцом татарской драматургии.

Камал — чрезвычайно плодовитый литератор; он написал 15 оригинальных драматических произведений и перевел с русского и турецкого яз. около 100 произведений, в числе которых следует указать переводы русских и иностранных классиков: «Ревизор» Гоголя, «Гроза» Островского, «На дне» М. Горького, «Скупой» Мольера и др.

Камал — представитель реалистического театра в татарской драматургии; он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов, купчих, характерных для тогдашней татарской жизни бабок-знахарок и тому подобные типы. Классическими образцами тупоумия и консерватизма татарской реакционной буржуазии в произведениях К. являются — купец Хамза (комедия «Бренче театр» — «Первый спектакль»), для к-рого «сам господин пристав» — все на свете, и лавочник Ахметзян (пьеса «Безнен шахар серляре» — «Тайны нашего города») — вождь духовного центра татарской буржуазии Казани, Сенного базара, ярый противник всего нового и прогрессивного, и в то же время пошляк и развратник. К. бичует и молодую либеральствующую татарскую буржуазию.

Велики заслуги Камала как создателя современного татарского литературного языка на основе казанского народного говора. В период, когда Камал выступил на литературную арену, в татарской литературе господствовало влияние турецкого и арабского языков, и сторонники татаризации литературного языка были малочисленны и слабы.

Камал с первых же шагов своей литературной деятельности [1899] выступил смелым сторонником этой демократизации. В предисловии к «Бахетсез егет» он ратует за введение в литературу «уличного языка» и бросает вызов приверженцам «высокого» стиля. И до сих пор яз. Камал является классическим образцом татарского литературного языка.

Бичуя старое, Камал не сумел достаточно четко показать силы нового класса, идущего на смену старому. Но как публицист Камал чрезвычайно близок нам. Публицистическую деятельность Камал начал в 1905, когда в Казани стали выходить татарские газеты. Был сотрудником либерально-буржуазной газеты «Казан Мухбире» (Казанский вестник), но разошелся с руководившими газетой кадетами и в 1906 издавал газету «Азат Халк» (Свободный народ), в котой сотрудничал большевик Кулахметов. В «Азат Халк» печатались статьи против пантюркистской газеты «Терджеман», против национал-кадетской — «Мусульманский союз» и за пролетарскую диктатуру. Газета после 14-го номера была закрыта. В 1908—1909 совместно с популярнейшим татарским поэтом Абдуллой Тукаем Камал редактировал юмористический журнал «Яшен» (Молния); до Октябрьской революции Камал сотрудничал в газете «Юлдуз».

С первых же дней Октябрьской революции Камал без колебаний перешел на сторону пролетариата и до настоящего времени сотрудничает в партийно-советской печати. В годы гражданской войны под псевдонимом «Аулиа и компания» Камал пишет сатирические произведения, очень популярные среди рабочих и крестьян Татарии, и работает в драмкружках частей Красной армии. Советская общественность достойно оценила плодотворную деятельность К. В 1923 ему присуждено звание героя труда, в 1926 (20-летний юбилей татарского театра) — звание народного драматурга Татарии; в 1929 Камал отпраздновал 30-летний юбилей своей литературной деятельности. Библиография: I. Оч бадбахет, Казань, 1902; Бахетсез егет, Казань, 1907; Бренче театр, Буляк учен, Казань, 1907; Банкрот, Деджал, Казань, 1912; Безнен шахар серляре, Кайныш, Казань, 1913; Ойляням, Кондяш, Казань, 1918; Собр. сочин. (Буляк учюн, Бренче театр, Бахетсезегет), Казань, 1925; Хафизалау-иркям, Казань, 1928. II. Абдрахман Саади, История татарской литературы (на татарском яз.), Казань, 1926, стр. 114 и сл.

С. Файзуллин