Федонин Виктор Алексеевич родился 7 декабря 1954 года в селе Богатые Сабы Республики Татарстан в семье учителей.

Отец, Алексей Дмитриевич, после окончания педагогического института получил распределение в районный центр Богатые Сабы, где работал учителем географии, инспектором районного отдела образования, директором районной вечерней школы.

Мать, Анна Матвеевна, работала учительницей русского языка и литературы. Она еще в начале 50-х годов ХХ века стала продолжательницей богатых традиций учителей-филологов Сабинской средней школы, приобрела огромный авторитет как педагог-воспитатель целых поколений сабинцев, опираясь на использование в учебном процессе татарских и русских народных традиций.

Старший брат Валерий продолжил педагогическую династию: получил образование в Казанском педагогическом институте, стал учителем иностранных языков, и после окончания вуза преподавал в г. Миасс.

Старший брат Владимир стал инженером, окончив Казанский авиационный институт (КАИ). Он работал в г. Ульяновск на авиационном заводе.

Младший брат Игорь пошел по стопам Владимира и также работал в г. Ульяновск на авиационном заводе.


Федонин Виктор Алексеевич в 1972 году закончил Сабинскую среднюю школу, и, блестяще сдав вступительные экзамены, поступил на отделение "Прикладная математика" механико-математического факультета Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина (КГУ). В последующем это отделение выделилось как факультет Вычислительной математики и кибернетики.

В университете Виктор получил фундаментальное академическое образование, которое традиционно качественно отличается от содержания образования в технических вузах, таких как КАИ.

Выпускники КАИ, например, традиционно хорошо ориентируются в особенностях современного производства на крупных промышленных предприятиях, и с первых дней после окончания вуза уверенно начинают свою производственную карьеру.

Виктору же пришлось действовать по принципу "Забудь все то, чему тебя учили в университете, и приобрети нужные навыки без отрыва от производства". Но он был не один такой, потому что в 1977 году группа выпускников мехмата КГУ была направлена на Волжский автозавод (ВАЗ). И большинство из них, благодаря широте и глубине своих знаний, сделали здесь успешную карьеру.

1 августа 1977 г. Федонин Виктор был принят на должность инженера-программиста в отдел системного математического обеспечения Волжского автозавода г. Тольятти. В феврале 1985 г., через восемь лет, он был назначен руководителем этого отдела, являющегося одним из ключевых подразделений завода.

С первых дней работы на производстве Виктор с головой погрузился в заводские проблемы, одновременно приобретая необходимые знания и умения.

С детства Виктор свободно говорил на русском и татарском языках. В школе и университете изучал немецкий язык, который пригодился при поездках в Западную Европу. Но техническая документация сплошь и рядом была составлена на английском языке, реже - на немецком и итальянском. И Федонин самостоятельно освоил еще два иностранных языка, что увеличило его возможности для профессионального роста.

Перспективного специалиста стали часто направлять в служебные командировки, в том числе и зарубежные (в Германию, Швейцарию, Францию, Италию).

Зарубежные командировки Виктора были связаны с тем, что изначально Волжский автозавод создавался на основе технологий, используемых в итальянском концерне "ФИАТ". Соответственно и все программное обеспечение было изначально иностранным. К тому же развитие советской вычислительной техники (в том числе и на казанском заводе ЭВМ) искусственно блокировалось, относительно развивались лишь военные образцы техники.

10 июня 1996 года Виктор был переназначен начальником отдела, который теперь уже назывался отделом системного программного обеспечения.

За изменением названия скрывалось значительное увеличение зоны ответственности этого структурного подразделения. И поэтому за Виктором много раз среди ночи приезжало служебное такси, чтобы срочно доставить его на завод. Это были случаи, когда в результате сбоя останавливался главный конвейер завода и Федонин ехал спасать ситуацию. И тогда Виктор сутками не возвращался домой, ведь только он с коллегами по отделу мог устранить внезапно возникший системный сбой.

Каждый, кто занимался внедрением и развитием сложных информационных систем, знает, что такие сбои происходят при замене устаревшего оборудования и переходе на новые версии специализированных программных средств. Но устранение этих аварий требует от специалистов огромного напряжения психических и физических сил, ведь минуты и часы простоя главного конвейера означает невыполнение плана по выпуску крайне востребованных в то время на советском и зарубежных рынках автомобилей "Жигули" и "Нива". Соответственно завод при этом имеет значительные финансовые убытки.

В конце 70-х - начале 80-х годов во всем мире началось внедрение в производство так называемых "мини-ЭВМ", которые пришли на смену громоздким вычислительным машинам в форме множества "шкафов". В последующие годы появились "микро-ЭВМ", и большие производственные системы уже включали в себя множество компьютерного оборудования самого различного назначения и вычислительной мощности: появились системы управления станками с числовым программным управлением, управления конвейерами и поставкой комплектующих узлов и деталей на различные участки сборки в заданном ритме.

Соответственно этому появились новые языки программирования для решения конкретных производственных задач. И все это нужно было своевременно осваивать и внедрять на своем заводе с учетом уже имеющегося иностранного опыта. Это была крайне ответственная и сложная работа, как лично для самого Виктора, так и для его подчиненных. Поэтому ему приходилось решать и сложные организационные задачи, чтобы мотивировать своих как подчиненных, так и прочий заводской персонал к внедрению новых подходов и информационных технологий.

20 августа 2002 г. Федонин Виктор был переведен на должность начальника отдела развития корпоративной сети дирекции ВАЗа по информационным системам.

Может показаться, что уж на этом участке работы Федонину было поспокойнее.

Но на самом деле корпоративная связь - это не только сотни километров проложенных и обслуживаемых коммуникаций, тысячи установленных шкафов распределения и управления по телефонии и корпоративной сети. В этой сфере также технологии не стоят на месте: традиционные кабельные системы заменяются на оптические с большой пропускной способностью, создается корпоративное "облако" на основе использования интранет- и интернет-технологий.

Развитая система корпоративной связи позволяет руководителям производства и специалистам контролировать процессы, находясь не только в любом подразделении автозавода, но и в принципе в любой точке страны и даже за рубежом. Тем самым для них практически стирается разница между рабочим временем и периодом отдыха, потому что в любой момент от них может потребоваться включение в работу для решения возникших проблем.

Проблемы же возникают по самым различным причинам, и не только вследствие разгильдяйства отдельных работников. Само производство, его постоянное организационное и технологическое совершенствование, стремление к минимизации издержек производства, смена модельного ряда выпускаемых автомобилей и т.д., приводят к возникновению различных проблем.

Серьезной и очень важной задачей является обеспечение информационной безопасности деятельности в корпоративной сети, ибо внешние проникновения хакеров могут привести не только к утечке конфиденциальной информации, утрате важных данных, но и к выходу из строя станков и прочего оборудования, дезорганизации деятельности предприятия в целом.

Но к таким же проблемам могут привести и действия отдельных работников предприятия, осуществлямые вследствие недостаточного профессионализма и/или безответственности. Но нельзя исключать возможность того, что могут осуществляться и скрытые сознательные вредительские действия некоторыми специалистами, имеющими допуск к системному программному обеспечению.

Разумеется, выявление таких фактов - задача службы безопасности предприятия. Но без содействия отдела корпоративной связи проблемы противодействия внутренним диверсиям решать невозможно.

Поэтому и на этом участке работы покой руководителю отдела лишь только снится. Поэтому не удивительно, что 12.09.2014 года по состоянию здоровья Виктор Федонин вышел на пенсию, не доработав двух месяцев до 60 лет.

В течение многих лет, с 1977 года, В.А.Федонин активно участвовал в жизни завода ВАЗ, неоднократно награждался почетными грамотами, его фотография находилась на Доске почета лучших специалистов завода. 30 июля 2003 года ему было присвоено звание "Почетный машиностроитель" Минпромнауки России. В последующем он был награжден медалью "Ветеран Волжского автозавода".

В последние годы жизни Виктор больше уделял внимания своей семье, своими умелыми руками обустраивал загородную дачу. Здесь в полной мере он отдавался единению с природой, ведь по характеру Виктор был очень добрым и любил всякую живность: всегда подкармливал бездомных собак и птиц зимой.

4 апреля 2021 года на 67 году жизни Федонин Виктор Алексеевич умер в городе Тольятти.

  • Родители Федонина Виктора
  • Федонин Виктор - фото разных лет
  • Федонин Виктор - на рабочем месте
  • Федонин Виктор - 50 лет, юбилей
  • Федонин Виктор - встреча с одноклассниками