Распространенным названием экономической системы России для историков и экономистов XIX века было «государственное хозяйство». При описаниях экономической жизни СССР чаще всего использовался термин «советское государство». И действительно, само слово «государство» как нельзя более точно проясняет сущность экономических отношений России.

«Го» - первый слог от слова «господин» - «хозяин», «хозяйство»; «дарство» означает «дарить», «одаривать»; «су» - первое древнейшее обращение на Руси (еще до «сударя») к служилому человеку. Таким образом, сам термин «государство» содержит в свернутом виде только что проясненный смысл экономической системы России - служебнораздаточное хозяйство.

Это необходимо иметь в виду при анализе крайне запутанных отношений собственности в России. Эта запутанность была порождена марксистской теорией общественной и частной собственности.

Потребовалось достаточно много времени, чтобы западная экономическая наука полностью освободилась от подобной дихотомии и разработала концепцию «пряв собственности».

Россия освобождается от этой наследственности не в теории, а на практике, разрабатывая в настоящее время конкретные механизмы владения. Между тем и для теоретической мысли важно непредвзято проанализировать отношения собственности.

Эволюция отношений собственности в России связана с формированием всей раздаточной системы в целом, владение по обычаю, по факту освоения постепенно замещалось раздачей земли за службу.

С XIV века раздаточная собственность приобрела условный характер, поскольку выдавалась, как правило, под условие службы. К XVII веку общественно-служебная собственность стала делиться на виды по объему прав, выдававшихся вместе с земельными пожалованиями. Это были срочные, поместные и вотчинные владения.

Срочные земли выдавались на определенный срок, поместные - пожизненно, вотчина - с правом наследования и купли-продажи.

В советский период не только земля, но и практически вся собственность стала носить служебный характер и не подлежала раздаче отдельным лицам.

Таким образом, общественно-служебная собственность означает, что наряду с имущественными раздачами система вырабатывает правила и нормы обращения с этой собственностью, распределяет объем прав по ее использованию между частными лицами и управляющими. Чем больше прав делегируется непосредственным производителям, тем больше возникает горизонтальных связей, нераздаточных отношений, которые часто интерпретируются как рыночные. Чем больше прав у управляющих, тем больше вертикальных связей в раздатке и тем он «чище».

Существует определенная логика в распределении прав: чем хуже экономическое положение страны и ограниченнее возможности получения ресурсов извне, тем больше прав государство стремится отдать непосредственным производителям и гражданам, которые вынуждены самоопределяться в экономической жизни.