Бывает так, что незаурядный фильм, не пользовавшийся большой популярностью и громкой известностью во время своего выхода на экраны, по достоинству оценивается только спустя многие годы и десятилетия. Так случилось с советским трёхсерийным телевизионным фильмом "Обратной дороги нет" режиссёра Григория Липшица, снятого по одноимённой повести Игоря Болгарина и Виктора Смирнова. На крупнейшем русскоязычном интернет-сервисе о кино "Кинопоиск", этот мини-сериал имеет наивысший рейтинг среди всех фильмов 1970 года производства! А ведь в тот год было создано масса знаменитых киношедевров с громкими и до сих пор известными всем названиями, о которых канал вспоминал в отдельном обзоре. И во времена выхода "Обратной дороги нет" на экраны ТВ в числе лучших фильмов года его не называли.

Да, этот телефильм скромно притаился (наверное, из-за отсутствия в ролях мега-звёзд) среди множества прекрасных лент того поистине золотого для отечественного кино времени, но сейчас мы имеем возможность найти и эксклюзивно посмотреть (или пересмотреть) его в наше время и поразиться, насколько сильно он выделяется не только в сравнении с современными поделками о войне, но даже многими хорошими военными картинами советского времени.

Сам сюжет фильма нестандартен. На протяжении более трёх часов мы наблюдаем и, что особенно важно, по-настоящему сопереживаем девяти партизанам, которые якобы везут оружие и боеприпасы в другой партизанский отряд. По сути, они становятся смертниками, готовыми отдать жизнь ради того, чтобы настоящий обоз с вооружением дошёл до готовившихся к вооружённому восстанию военнопленных в фашистском концлагере. Фальш-поход был затеян из-за того, что в отряде действует предатель и выявлять его приходится уже во время операции. Очень интересно, кстати, по ходу догадываться - кто же из них предатель?

Отвлекающий внимание немцев обоз под командованием сбежавшего из того самого лагеря майора Топоркова (возможно, лучшая роль Николая Олялина в кино) идёт и идёт сквозь леса и болота, преследуемый отрядами немецких егерей, и мы всё ближе и ближе знакомимся и даже почти роднимся с каждым из этих очень разных по характеру и происхождению партизан. Тем больней постепенно расставаться с ними в процессе их смертельного похода...

Поочерёдным трагическим сокращением немногочисленного отряда этот фильм невольно напоминает знаменитый фильм "А зори здесь тихие", но - и это есть одно из главных достоинств фильма о героических партизанах - события этого мини-сериала правдоподобней, реалистичней того, что мы с болью в сердце наблюдаем в великой картине Станислава Ростоцкого. А портреты крестьян здесь просто потрясающе натуральны.

И ещё огромный плюс "Обратной дороги нет" - подробное и вкрадчивое описание каждого героя, его характера, манер, говора. И рассказ о прошлом каждого из них. Обычные вроде бы люди со своими недостатками и привычками, но - удивительно на первый взгляд - насколько естественен для них подвиг! И ведь понимаешь, что по-другому они и поступить-то не могли. И это есть одно из основных достижений картины.

Лично на меня наибольшее впечатление произвёл дед (роль Алексея Чернова). Охотник с Дальнего Востока, знаток природы и человеческой натуры. Мудрый острослов и точный снайпер. Его назидательный рассказ о гуттаперчевом носе знакомого - вообще верх остроумия. К слову, текст в фильме на редкость насыщен самой разной информацией и смыслами.

Ну и большущую симпатию вызывает персонаж по прозвищу "Бертолет" (его блистательно сыграл Игорь Ясулович), по фамилии - французского происхождения - Вилло (интересно, что у автора повести и сценариста Смирнова по рождению была фамилия похожая - Тилло - не себя ли он описывал?). Преподаватель в мирной жизни и сапёр в партизанской. Благородный человек и образцовый военный специалист, в которого влюблена санитарка Галя (её играет обаятельная Галина Польских). Интеллигентный человек, выделяющийся на фоне всех остальных тактичностью и знаниями.

Когда дед бредёт в конце похода с седым и измождённым майором Топорковым, он ему говорит: "Эх жаль молодых! Мы-то с тобой уже пожили, а им бы жить да жить ещё!" Майор отвечает: "А мне 29 лет". Дед в шоке останавливается: "а на вид тебе лет 50".

Вот эта маленькая деталь фильма, как и показ опустошённой деревни, родной для ещё одного персонажа - партизана-еврея Соломона Берковича, как прерванная жизнь всех этих интересных, полезных, самоотверженных людей, а также то, что молодой командир Топорков (даже имя и отчества которого не знали его товарищи) не погибает от вражеской пули, а умирает от сердечного приступа - больше всего впечатляет при просмотре этого проникновенного, сердечного, в чём-то уникального фильма.


Источник: СТАЛКЕР