Искусственный интеллект для "Новой нефти"


Искусственный интеллект для "Новой нефти"

В мэрии Москвы признали «карательную» функцию приложения "Социального мониторинга", но подчеркивают, что работа «нацелена исключительно на обеспечение безопасности людей». При этом на 20 мая сумма штрафов составила уже 216 миллионов рублей

👁574

В Москве пользователям приложения «Социальный мониторинг» выписали 54 тысячи штрафов на общую сумму более 216 млн рублей, сообщили «a href="https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/05/20/830668-sotsialnii-monitorng">Ведомости» со ссылкой на руководителя Главного контрольного управления Евгения Данчикова. По его словам, штрафы наложены на 30% пользователей приложения, часть получала их по два-три раза. Это при том, что всего по данным руководителя департамента информационных технологий Москвы Эдуарда Лысенкова на 20 мая в приложении зарегистрировано несколько более 60 тысяч пользователей.

Московская мэрия выпустила приложение «Социальный мониторинг» в конце марта. Оно отслеживает геопозицию больных с коронавирусом или ОРВИ, лечащихся на дому, а также тех, кто контактировал с больными. Несколько раз в день приложение просит пользователя прислать селфи из дома.

Установившие приложение москвичи жалуются на ошибки в назначении штрафов по статье 3.18.1 КоАП (нарушение правовых актов Москвы, направленных на обеспечение режима повышенной готовности) и на то, что зарегистрироваться удается с «седьмого-восьмого» раза. Также они жалуются на то, что приложение запрашивает селфи в любое время суток, вне зависимости от того, день это или ночь. А ведь и днем человек может мыться в ванной или быть в туалете. И в любом случае, если они не делают селфи, то автоматически считаются нарушителями карантина.

На официальном сайте мэрии Москвы размещены разъяснения "Как работает приложение «Социальный мониторинг»: ответы на вопросы":

Приложение «Социальный мониторинг» создано для пациентов с COVID-19 и ОРВИ, которые лечатся в домашних условиях. Разработка позволяет москвичам, у которых болезнь протекает в легкой форме, оставаться дома в комфортных условиях и при этом информировать о добросовестном соблюдении карантина.

При регистрации пользователь подтверждает номер телефона, делает фотографию и делится геолокацией (местонахождением). Это нужно для того, чтобы проверить, находится ли пользователь в той же локации, которую указал в согласии, выбирая лечение на дому.

Чтобы у пользователя не было возможности оставить смартфон дома и выйти на улицу без него, приложение в случайное время присылает пуш-уведомления с запросом дополнительного подтверждения — для этого потребуется сделать селфи.

Если пользователь покидает исходную геолокацию или не реагирует на уведомления, система предупреждает городские службы о возможном нарушении режима изоляции.

Личные данные, которые пользователь передает сервису, определены в согласии на получение медицинской помощи на дому и соблюдение режима изоляции. Пациент обязан подписать документ, если выбирает лечение на дому. Он указывает ФИО, адрес, по которому обязуется находиться на протяжении всего периода лечения, и номер мобильного телефона. Также пациент дает согласие на осуществление фотосъемки и предъявление документа, удостоверяющего личность.

Приложение при авторизации просит подтвердить номер телефона и сделать селфи, а в дальнейшем фиксирует геолокацию и запрашивает фотографию посредством пуш-уведомления.

Все данные, которые пользователь передает приложению, хранятся в защищенном виде на серверах Департамента информационных технологий. После окончания лечения эти данные уничтожаются.

Получается, что всех пациентов с коронавирусом обязывают пользоваться приложением. Насколько это законно?

Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ установлено, что пациенты с подтвержденной коронавирусной инфекцией, проходящие лечение на дому, обязаны использовать технологии электронного мониторинга геолокации, в том числе сервис «Социальный мониторинг».

На дому лечение проходят только те пациенты, у которых заболевание протекает в легкой форме. Они лично подписывают согласие о получении медицинской помощи на дому и соблюдении режима изоляции, в котором обязуются обеспечить регистрацию в приложении «Социальный мониторинг» и его дальнейшее использование.

Что будет, если человек откажется подписать согласие?

Подписание согласия — обязательное условие для прохождения лечения на дому. Пациента, не подписавшего этот документ, госпитализируют в медицинское учреждение.

Я не являюсь пациентом с COVID-19 и ОРВИ. Смогу ли я воспользоваться приложением?

Нет, приложение создано исключительно для пациентов с подтвержденным коронавирусом и ОРВИ.

Использовать его для контроля местоположения остальных горожан не планируется. Более того, если человек не является больным COVID-19 и ОРВИ, он не сможет завершить регистрацию в приложении, поскольку его данные не подтвердятся в базе пациентов.

У меня нет своего смартфона, но я хочу лечиться на дому и обязан пользоваться «Социальным мониторингом». Как быть?

Тем, у кого нет возможности установить приложение на личный смартфон, на время лечения бесплатно предоставляется телефон с установленным приложением. Использовать его как обычный смартфон не получится — все функции кроме «Социального мониторинга» будут заблокированы. После окончания лечения пациент обязан вернуть технику городу для дезинфекции.

Что будет, если пациент откажется устанавливать приложение или перестанет им пользоваться? Пациент, выбравший лечение на дому, обязан использовать приложение до полного выздоровления и получения отрицательного результата анализа на коронавирус. Если пациент подписал согласие, а затем отказался использовать приложение либо в какой-то момент перестал отвечать на пуш-уведомления, он будет привлечен к административной ответственности и принудительно госпитализирован в медицинское учреждение.

Используются ли подобные сервисы в мире? Доказали ли они свою эффективность?

Ранее ограничительные меры, доказавшие свою эффективность, были приняты в Китае. Если в России приложение будет использоваться только для больных коронавирусом и данные будут передаваться в защищенном виде только специалистами, то в Китае информация о заразившихся доступна практически всем. Например, китайское приложение Close Contact Detector позволяет пользователю проверить, находился ли он в тесном контакте с кем-то из зараженных. Кроме того, в приложении есть карта, показывающая здания, где проживают инфицированные пациенты.

В Польше власти запустили мобильное приложение «Домашний карантин». У людей появляется выбор — или внезапные визиты полиции для проверки соблюдения карантина, или установка приложения. Геолокация и современный алгоритм распознавания лиц позволяет определять, действительно ли человек соблюдает карантин в месте, указанном в форме местоположения.

Какую ответственность ввели за нарушения? Существует ли штраф? Если да, сколько придется заплатить?

За нарушение режима изоляции гражданину грозит штраф на сумму от 15 до 40 тысяч рублей, а также принудительная госпитализация в медицинское учреждение.

«Лю́ди — втора́я нефть» — политическая метафора, введённая в публичный оборот Сергеем Ивановым в 2009 году для обозначения того, что в экономике знаний россияне являются ключевым ресурсом, а в человеческий капитал нужно инвестировать средства. Это выражение быстро стало политическим мемом и широко используется в российских СМИ, преимущественно либеральной направленности, с негативной коннотацией для обозначения политики финансового прессинга населения с целью повышения доходов бюджета в условиях сокращения социальных обязательств государства. И в этом смысле вариантом метафоры является фраза «люди — новая нефть» (ВИКИПЕДИЯ).

Многочисленные примеры из практики использования приложения «Социальный мониторинг» в Москве наводят на мысль, что на деле, вероятно, имеет место использование компьютерного искусственного интеллекта для извлечения доходов от "Новой нефти". Ведь московские власти уже признали, что «Социальный мониторинг» имеет «карательную функцию», но отметили, что работа приложения «нацелена исключительно на обеспечение безопасности людей».

Сетевое издание "Говорит Москва" сегодня сообщило о том, что в Москве супружеская пара получила взыскания на 44 тысячи рублей после выхода на балкон: Александр Валигурский и Светлана Бальчевская оказались на домашнем карантине из-за подозрения на коронавирус. Как рассказал порталу Life Александр, 9 мая ему пришло сообщение с «Госуслуг» о штрафе за нарушение самоизоляции. Зайдя на официальный сайт, он убедился, что у него уже несколько взысканий. Жена тоже обнаружила, что у неё имеются аналогичные штрафы.

В связи с этим председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Семенников в эфире радиостанции «Говорит Москва» напомнил, что жалобу нужно подать в течение 10 дней с момента получения постановления об административном правонарушении: «60 тысяч человек сейчас находятся под контролем и под наблюдением этой программы, это не так мало, на самом деле. К сожалению, действительно ошибки имеют место, как и вот эта почти анекдотическая [штраф за выход на балкон — прим. ГМ]. Многие обратили внимание руководства Главконтроля, чтобы с этой ситуацией разбирались. Если всё так, как говорят супруги, что это просто выход на балкон, непонятно с GPS-навигацией, конечно, такие штрафы будут аннулированы. Жалуйтесь, жалуйтесь, в том числе и онлайн-приёмные депутатов работают. По каждому такому случаю мы будем информировать руководство контролирующих органов. С момента получения человеком постановления о наложении штрафа есть 10 дней для того, чтобы его обжаловать».

Также сообщается, что начальник главного контрольного управления города Москвы, министр правительства Москвы Евгений Данчиков рассказал в комментарии радиостанции «Говорит Москва», что фотографии уведомлений о повторно выписанных взысканиях профессору РУДН Ирине Карабулатовой, появившиеся в соцсетях после их отмены — это техническая издержка.