Депортация крымских татар - 18-20 мая 1944 года


Депортация крымских татар - 18-20 мая 1944 года

После освобождения Крыма было осуществлено насильственное выселение крымских татар из Крыма в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана; небольшие группы были также отправлены в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР

👁555

Депортация крымских татар была проведена Народным комиссариатом внутренних дел СССР 18—20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны за подписью его председателя И.В.Сталина, а закончена 4 июня 1944 года.

Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны, и сотрудничества с оккупационными властями, хотя международное право не предусматривало коллективной ответственности народа за действия, совершаемые отдельными лицами.

Операция по депортации началась рано утром 18 мая и закончилась в 16:00 20 мая 1944 года. Для её проведения задействованы войска НКВД — более 32 тысяч человек. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны под конвоем отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев, тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте. Существенных вооруженных столкновений с войсками НКВД источники не фиксируют.

Согласно Постановлению ГКО № 5859-сс, крымским татарам разрешалось взять с собой «личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие» в размере 1/2 тонны на семью. На перевозку столь большого количества личных вещей и продуктов выделено 250 грузовиков. Если семья имела продуктов больше, чем на 1/2 тонны, то имелась возможность сдать по описи «зерно, овощи и другие виды сельхозпродукции», а также личный скот. Принимали это имущество работники Наркоммясомолпрома, Наркомзага, Наркомзема и Наркомсовхоза СССР по «обменным квитанциям», где оно оценивалось в денежном выражении по госрасценкам, затем по месту прибытия перемещённым семьям выдавалось такое же имущество или по таким же госрасценкам на данную сумму денег можно было получить «муки, крупы и овощей». Выдача «обменных квитанций» представляла собой стандартную процедуру, применявшуюся в СССР при перемещении лиц в годы Отечественной войны для сокращения логистических издержек, эти документы подлежали строгому государственному учёту.

В телеграмме НКВД на имя Сталина было указано, что выселению подверглось 183 155 человек. По официальным данным, сообщенным Берии из Ташкента, в дороге погиб 191 человек. По данным современных исследователей, только за время транспортировки от голода и болезней в поездах погибло не менее 8 тысяч крымских татар. Крымскотатарские источники обычно указывают, что смертность связана с ограничением доступа к воде, еде и медицине. Российские источники обычно ссылаются на то, что данная смертность сопоставима с естественной на такое количество перевозимых лиц с учётом времени в пути, и, поскольку эшелонах были в том числе люди преклонного возраста, большая умерших часть могла скончаться от старости, а не от плохих условий.

Однако самое тяжёлое испытание для крымскотатарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло, по оценке М. Эллмана, около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери.

В течение 12 лет, до 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах. Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1947 г. и Указом Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г. положение спецпереселенцев было ужесточено: переезд в другой район мог быть разрешён лишь при наличии «вызова» от близких родственников; за несанкционированный выход за пределы разрешённого места поселения угрожало наказание в виде пятидневного ареста, а повторное нарушение рассматривалось как побег с места ссылки и наказывалось 20 годами каторги. Указом от 13 июля 1954 года ответственность за самовольное покидание места ссылки была снижена до 1 года заключения. Формально за спецпереселенцами сохранялись гражданские права: они имели право участвовать в выборах, коммунисты влились в местные партийные организации. После смерти Сталина была организована комиссия под председательством А.И.Микояна по возвращению на родину, необоснованно выселенных народностей, по восстановлению их государственности; исключением стали крымские татары и немцы Поволжья.

Микоян в своих мемуарах указывает главную причину, по которой крымские татары не были возращены в Крым и не была восстановлена их автономия:

Главная причина, почему не была восстановлена Крымско-Татарская автономная республика, заключалась в следующем: территория ее была заселена другими народами, и при возвращении татар пришлось бы очень много людей снова переселять.

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который п.1 снял все санкции против крымских татар и даже дал осуждающую оценку предыдущих законодательных актов как «огульных обвинений … необоснованно отнесенных ко всему татарскому населению Крыма». Однако п.2 этого же Указа фактически идет ссылка на существовавший в СССР паспортный режим привязывающий крымских татар к месту прописки к вновь возведенным домам на выданным им земельным участкам преимущественно в Узбекской ССР. Напомним, что по Постановлению № 5859-сс Правительство СССР выдало крымским татарам в Узбекской СССР бесплатно земельные участки и предоставило строительные материалы для возведения новых домов, а также ссуду в 5000 рублей на такое строительство. Поэтому с точки зрения Правительства СССР крымские татары как получившие данное имущество должны были проживать в этих домах в Узбекской ССР, где и прописаны. Также в СССР существовали ограничения на смену места работы в другом регионе по трудовому законодательству в том числе из-за места прописки[нет в источнике]. Поэтому крымские татары несмотря на полноту прав как граждан СССР фактически не могли вернуться в Крым, так как не могли получить жильё и работу в Крыму.

По мнению историка Эдуарда Оллворта, столь жёсткие меры — подобные ограничения не вводились по отношению ни к одному другому депортированному при Сталине народу — принимались потому, что советские власти желали сделать наказание крымских татар показательным примером для других национальностей.

28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР своим Постановлением № 845-1 одобрил «Выводы и предложения комиссии по проблемам крымскотатарского народа». Этот документ предусматривал полную политическую реабилитацию крымскотатарского народа и отмену нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера, а также признавал законным правом крымскотатарского народа возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности», осуществление пересмотра дел, возбужденных за участие в крымскотатарском национальном движении. Так же восстановление Крымской АССР в составе Украинской ССР. Задачу возвращения в Крым предлагалось решать путём организованного, группового и индивидуального переезда. Комиссия Г.Янаева признавала необходимым предложить Совету Министров СССР пересмотреть постановление «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края» от 24 декабря 1987 года и снять ограничения для крымских татар.

26 апреля 1991 года был принят закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», который признавал репрессии народов СССР актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности.

Массовое возвращение крымских татар началось с постановления Совета Министров СССР от 11 июля 1990 года № 666[91]. По нему крымские татары могли получить бесплатно земельные участки и строительные материалы в Крыму. При этом они могли также продать свои земельные участки и дома в Узбекистане. Порядка 150 000 крымских татар успели переехать в Крым ещё до распада СССР.

Сложнее пришлось примерно 60 000 крымских татар, которые были вынуждены переехать в Крым с распадом СССР, так как в Узбекистане произошел масштабный экономический кризис и ВВП на душу населения резко упал относительно других бывших советских республик, в том числе Украины. И. М. Прибыткова по своим исследованиям отмечает, что основными миграционными стимулами являлась бедность (65,6 %) и безработица (31,6 %) среди крымских татар в Узбекистане.

При этом такие проблемы, как оторванность от своего народа, разделённость семей, невозможность общения с родственниками, назывались как основной стимул к миграции лишь 12,5 % крымских татар в Узбекистане. Экономический кризис и последующая массовая эмиграция из Узбекистана существенно обесценили земельные участки и дома крымских татар, так в ценах 1997 г. дома крымских татар в Узбекистане в среднем стоили около 5800 долларов США, а в Крыму желаемые к получению крымскими татарами стоило в 2,4 раза больше (следует, правда, учесть, что 64,8 % крымских татар хотели получить наиболее дорогие в Крыму объекты недвижимости в черте инфраструктуры населенных пунктов городского типа).

Возвращение в Крым также объяснялось ростом националистических настроений в Узбекистане в конце 80-х — начале 90-х годов, направленных против русских, турок-месхетинцев и крымских татар.

1 октября 1990 в Крыму, впервые после выселения крымскотатарского народа 18 мая 1944 года был образован единственный государственный орган крымских татар — Комитет по восстановлению прав крымскотатарского народа и организованного возвращения на родину в Крым", в дальнейшем руководство Крымской области переименовало его в «Комитет по делам депортированных народов».

Учитывая, что НДКТ подготовило концепцию организаванного государственного возвращения, восстановления прав крымскотатарского народа, естественно формирование этого органа было поручено национальному движению во главе с Юрием Бекировичем Османовым.

Исследования Прибытковой указали также на то, что 52,1 % переселяющихся в Крым крымских татар не желают брать кредиты для покупки законным образом объектов недвижимости, что в конечном счете вылилось в самозахваты земельных участков принадлежащих другим физическим и юридическим лицам со стороны крымских татар. Это создало как многочисленные конфликты с новыми собственниками, у которых таким образом изымалось имущество, так и очень серьёзную юридическую проблему легализации данных действий.

На Украине данный вопрос не решался. После присоединения Крыма к Российской Федерации крымским татарам по программе, разработанной Сергеем Аксеновым, было предложено вернуть захваченные земельные участки, а взамен государство обязалось выделить земельные участки крымским татарам из своей собственности.

В 2014 году был издан Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина об реабилитации народов в Крыму попавших под депортации. Данный Указ содержал присвоение крымским татарам оказавшимся в депортации статуса реабилитированных, что по законодательству Российской Федерации означает разнообразные выплаты и льготы лицу в таком статусе.

В 2016 году, согласно данным российских СМИ, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот было предусмотрено 168 миллионов рублей. Следует правда учесть, что на льготы имеют право дети реабилитированных крымских татар только если были с родителями вместе в ссылке. Это вызывает довольно сложный юридический процесс доказательства данного факта.

Вторая часть указа Президента РФ касается поддержки крымско-татарского языка, что реализуется через поддержку обучения ему в школах, а также финансирование крымско-татарских музеев, театров и памятных дней. Весной 2016 года в Крым поступили переведённые на крымскотатарский язык школьные учебники.

Однако согласно данным Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маариф», реальное количество классов с крымскотатарским языком обучения сократилось. По данным крымскотатарского общественного деятеля Эмине Авамилевой, с 2014 года всего 3 % школьников обучаются на крымскотатарском языке, причем в это число входят и изучающие его факультативно или в кружках.


Источник: ВИКИПЕДИЯ