Современные технологии виртуальной и дополненной реальности как средство расширения миров жизнедеятельности человека


Современные технологии виртуальной и дополненной реальности как средство расширения миров жизнедеятельности человека

Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это созданный компьютером мир, доступ к которому можно получить с помощью иммерсивных устройств — шлемов, перчаток, наушников. Виртуальная среда полностью заменяет реальный мир, не реагируя на его изменения, при этом пользователь может воздействовать на нее, погружаясь, к примеру, в видеоигру.

👁547

Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это созданный компьютером мир, доступ к которому можно получить с помощью иммерсивных устройств — шлемов, перчаток, наушников. Виртуальная среда полностью заменяет реальный мир, не реагируя на его изменения, при этом пользователь может воздействовать на нее, погружаясь, к примеру, в видеоигру.

Дополненная реальность (Augmented reality, AR) просто добавляет реальному миру слои. То есть люди могут по-прежнему взаимодействовать с физической средой, получая дополнительную информацию от своих устройств или приложений дополненной реальности.

Для погружения в виртуальную реальность надо воспользоваться иммерсивной гарнитурой. Информация, предоставляемая VR-устройством, может включать изображение, звук, а также тактильные ощущения, запах и даже вкус.

Устройства дополненной реальности включают гарнитуру вроде очков Google Glass, мобильные телефоны (необходимо скачать специальное приложение), камеры (они «накладывают» слои на физическую среду, когда пользователь смотрит в объектив). Как правило, во время взаимодействия с дополненной реальностью человек получает только визуальный и аудио-опыт.

Видеоигры и фильмы — самые распространенные форматы, адаптированные для виртуальной реальности. Воспользовавшись иммерсивной гарнитурой, пользователь может оказаться, например, в Антарктиде, среди динозавров или на земной орбите. А так как VR-устройство «блокирует» реальную среду, то человек полностью погружается в созданный компьютером мир.

VR-парки также способны перенести пользователя в другую среду. Раньше принцип таких парков заключался лишь в том, что специальное кресло и VR-очки имитировали с помощью движений и изображения нахождение в ином мире — например, пользователь мог «покататься» на американских горках. С недавних пор появились более продвинутые интерактивные развлечения — командные игры с полным погружением, свободой движения без ограничений в виде проводов. В таких играх команда может, к примеру, сражаться с инопланетянами или пытаться выжить во время апокалипсиса.

Активно используют виртуальную реальность и в журналистике — в основном, зарубежной. VR-проекты есть у BBC, Guardian, The New York Times, CNN и других крупных изданий. Пионером в России стало агентство «Россия сегодня».

Как и виртуальная, дополненная реальность используется в играх: например, известная игра Pokemon GO работает как раз по принципу AR. Пользователь смотрит на окружающий мир через камеру гаджета, глядя на экран, а приложение накладывает на привычную реальность дополнительные объекты — покемонов, которых надо ловить, а потом тренировать.

С помощью дополненной реальности создают интерактивные книги, открытки, раскраски, разрабатывают приложения для музеев и экскурсий по городу и многое другое.

С развитием технологий VR и AR перестают быть лишь игровым инструментом. Виртуальную и дополненную реальности все больше внедряют в профессиональные сферы.

Дизайнеры и архитекторы с помощью VR представляют свои проекты (это практикуют, например, в IKEA). Виртуальная реальность нужна врачам — в качестве учебного пособия для студентов-медиков и подготовки пациентов к операции путем наглядной демонстрации манипуляций, которые будут проделаны. Западные медицинские стартапы с использованием VR способны помочь пациентам с болезнью Альцгеймера, раком, плохим зрением и различными травмами. Пока что виртуальная реальность в медицине активно применяется за рубежом, а в России все ограничивается методами реабилитации.

Сегодня крупные мировые компании чувствуют необходимость в продвинутых методиках корпоративного обучения. Виртуальную реальность применяют при обучении солдат, пилотов и продавцов, инженеров и энергетиков. Например, сеть американских супермаркетов Walmart использует VR для подготовки своих сотрудников к наплыву покупателей во время «черной пятницы».

Нефтедобывающая компания Schlumberger на VR-тренажерах учит новичков работать на буровых вышках, «Сбербанк» использует технологии VR и AR для обучения сотрудников call-центра (они могут поговорить с искусственным интеллектом, чтобы потом лучше работать с живыми людьми). «Газпромнефть» использует VR-технологии, чтобы научить сотрудников правильно вести погрузочно-разгрузочные работы, а в BMW выпустили AR-руководство, которое помогает механикам-новичкам обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

Многие компании предлагают свои решения в области виртуальной и дополненной реальностей для образовательных целей. Например, американский AR-проект Handheld Augmented Reality предполагает, что ученик перемещается по школе и в зависимости от того, где он находится, получает образовательные задачи.

VR еще не стал главной технологией в корпоративном, университетском и школьном обучении в России из-за цены: разработка хорошего виртуального тренажера начинается примерно от 1 млн руб. Так что кейсов пока немного. Например, студенты Санкт-Петербургского технического университета в 3D-мире готовят к запуску космические ракеты.

В отчете по VR/AR, опубликованном Goldman Sachs в 2018 году, были упомянуты ключевые сферы использования этих технологий в ближайшем будущем: видеоигры, реальные события, VR-парки, здравоохранение, недвижимость, образование и вооруженные силы.

В ближайшие годы VR/AR-проекты будут становиться более сложными, интересными и полезными. С развитием технологий устройства, способные поддерживать дополненную и виртуальную реальности, будут мощнее и смогут транслировать более качественные изображения. Игровые виртуальные миры станут реалистичнее, и пользователи начнут получать более захватывающий опыт. В промышленности VR и AR все чаще будут помогать контролировать качество процессов и готовой продукции, в ретейле — привлекать покупателей новым функционалом (например, AR-приложением, которое при наведении камеры устройства на товар, будет предоставлять о нем покупателю расширенную информацию).

Автомобили также будут оснащать AR-технологиями. К примеру, компания Alibaba инвестировала в проект WayRay, который позволяет накладывать дополненную реальность непосредственно на лобовое стекло машины. Речь идет о навигационных подсказках и данных об авариях, парковках и многом другом.

Источник: РБК.