Минтимер Шаймиев о выпуске учебников на национальных языках


Минтимер Шаймиев о выпуске учебников на национальных языках

5 декабря в Казани состоялось заседание совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям

👁673

5 декабря в Казани состоялось заседание совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям в Республике Татарстан (РТ). Во вступительном слове Президент РТ Рустам Минниханов напомнил, что за минувший год республика утвердила новую редакцию концепции реализации госнацполитики в РТ, план мероприятий по реализации Стратегии до 2021 года, подготовили изменения в программу по реализации госнацполитики.

На этом мероприятии присутствовал начальник департамента по работе с регионами Приволжского и Уральского федеральных округов управления президента РФ по внутренней политике Юрий Шевяков. Он расположился в президиуме совета вместе с президентом РТ, госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым, вице-спикером Госсовета РТ Юрием Камалтыновым и премьер-министром РТ Алексеем Песошиным, но за все заседание не произнес ни слова. Об этом сообщило сетевое издание “Бизнес-Онлайн”.

Министр образования РТ Рафис Бурганов доложил, что 

  • в федеральный перечень учебников включены 232 учебных пособия по 12 родным языкам. Из них 89 — по татарскому языку и литературе, 13 — по удмуртскому, а чувашский, марийский, мордовский изучаются по учебникам, которые приобретаются по региональным издательствам. В Татарстане функционирует 679 школ с татарским языком обучения, 91 школа с чувашским языком, 25 школ с удмуртским языком, 17 школ с марийским языком, 3 школы с изучением мордовского языка и одна школа с изучением иврита. «Разработана программа по родному татарскому языку и литературе, государственному языку Татарстана — татарскому для 1–11-х классов и направлена в федеральное учебно-методическое объединение для включения в реестр. По этим предметам подготовлены научные программы, идет разработка учебно-методических комплектов нового поколения .

Центральное место заняло выступление Первого Президента РТ Минтимера Шаймиева.

Он подчеркнул, что Россия — уникальный пример многоконфессиональной, многонациональной федерации, которая должна разумно реагировать на веяния технологического прогресса, глобализации: 

  • Каково образовательное пространство, где мы и как обучаем детей, таковыми они и являются, таково будущее нашей страны. То, что у нас люди выступают на трех языках, — это богатство. Когда люди говорят на своем языке или русском, мы с удовольствием такое воспринимаем. Это не идеал, а та работа, которая ведется в республике, очень непростая. Бывают и противники и так далее, но это во благо всех нас. И государственная политика должна внимательно и бережно к этому относиться.

Далее аксакал политики Татарстана подверг жесткой критике действующие в России правила аккредитации национальных учебников:

  • по подготовке учебников на русском языке есть специальная комиссия при федеральном Министерстве образования. Она решает все вопросы лицензирования этих учебников, в том числе - финансовых затрат на эти цели. А вопросы подготовки аналогичных учебников на национальных языках полностью лежат на плечах соответствующих республик. При этом, например, переводной учебник по физике на татарском языке проходит по новой все круги лицензирования, вместо простой языковой экспертизы. Процедура сложнейшая, затратная и неподъемая для республик, даже для Татарстана. Учебники годами лежат на согласовании, ставя национальное образование вне рамок правового поля. Раз учебники не лицензированы, по ним нельзя вести учебный процесс  прокуратура и Рособрнадзор не даёт это делать. 
  • Федеральный центр создавая подобные препоны, добивает национальное образование в стране. В глобальном мире городов региональные языки  могут выжить только за счёт системы национального образования. Это базис их выживания, не говоря даже о развитии.
  • А ещё бытует такой взгляд: "а что тригонометрию и астрономию на татарском можно преподавать? Зачем вам это? Это же смешно!". Смешно, что на ситуацию люди смотрят глазами колонизаторов в пробковых шлемах, отвергающих, к тому же исторический опыт.

А ведь есть вопросы глобальной политики, о которых Минтимер Шаймиев в формате заседания в казанском Кремле не стал говорить.

В настоящее время Россия проводит активную глобальную политику. И ей многое удается, потому что многие народы и страны мира видят в ней свою надежду на выживание в современном беспощадном глобальном мире.

Однако отход от принципов русского мира в сфере образовательной политики в отношении народов, проживающих в России и фактическая реализация англо-саксонской концепции “плавильного котла наций”, заставляет многих потенциальных союзников России задуматься о пределах интеграции с нею своих стран.

Ведь ни белорусы, ни украинцы, ни казахи, ни узбеки, ни грузины, так же как и литовцы, эстонцы, латвийцы, сербы и прочие не желают поступиться своим образовательно-национальным пространством, пространством жизнедеятельности своих государственных языков.

А пока что Министерство образования России своей деятельностью убедительно показывает, что любой народ, интегрируясь с Россией рискует потерять свою свою национальную идентичность, лишившись своей национальной системы образования.

Но ведь точно так же и русский язык может затем подвергнуться внешней атаке, задачей которой будет полное его добивание и лишение права на существование на Земле.

Но это будет означать полное уничтожение России - без применения какого-либо “горячего” оружия - без ракет и авиации, без космических систем и танков, без пушек и пулеметов, без автоматов и пистолетов.

Но нужен ли нам такой мир, в котором нет России? Так в прошлом году поставил вопрос Президент Российской Федерации Владимир Путин.