Фазы институционального исчерпания: Реформация


Фазы институционального исчерпания: Реформация

Фаза институционального исчерпания представляет собой логическое завершение структурированной фазы и определенного формационного сюжета

👁93

Накопленные изменения в реальных локальных средах вступают в противоречие с устаревшим формационным элементом, что проявляется в ухудшающем экономическом положении государства. В обществе происходит осознание неэффективности конкретной трудовой модели отношений и проводится серия реформ по изменению сложившегося положения. На поверхности цивилизационной матрицы в фазу институционального исчерпания разворачивается сюжет реформации.

В отличие от реформ структурированной фазы, суть которых состояла в усилении раздаточного характера институциональной матрицы, реформы фазы исчерпания плавно свертывали объем базовых раздаточных институтов, и расширяли спектр действия рыночных институтов.

Однако и этого было недостаточно для преодоления нарастающего кризиса, поэтому институт рыночной торговли и частного предпринимательства спонтанно расширял спектр действия в нелегальных теневых формах. Реформы в фазу институционального исчерпания проводились по направлению усиления «хозяйственного расчета», т.е. предоставления все большей самостоятельности непосредственным субъектам хозяйствования.

Логическим завершением этой серии реформ становилось включение механизма приватизации, с помощью которого объекты общественно служебной собственности передавались в частные руки. Тем самым окончательно ликвидировалась доминирующая роль раздаточных институтов.

Механизм приватизации являлся своеобразным рубиконом между фазой исчерпания и фазой трансформаций.

Реформы по внедрению хозрасчета запускали бесконтрольно действующий механизм перераспределения ресурсов от непосредственных производителей к управленцам всех уровней. Этот тонкий латентный механизм действует на протяжении всей фазы институционального исчерпания, он приводит к резкой социальной поляризации и дифференциации материального положения управляемых и управляющих.

Увеличение управленческого слоя и геометрический рост затрат на его со держание, с одной стороны, снижение реальных доходов населения и усиление кризисных тенденций в экономике, с другой, приводит к политической нестабильности и неизбежности осуществления радикальных мер по изменению соотношения базовых и компенсаторных институтов, введению частной собственности и отношений купли-продажи как базовых.

На первом институциональном цикле фаза институционального исчерпания началась с ликвидации «поочередного» правления князей и установления порядка закрепленности места правления за определенным князем.

В период с XI по XII век происходил процесс дальнейшей приватизации - дробление земли на уделы до тех пор, пока Киевская Русь не распалась как единое государство. На втором институциональном цикле фаза институционального исчерпания началась с отмены обязательной государственной или военной службы для дворянства с переносом зоны их ответственности на организацию труда крепостных крестьян в своих поместьях (1762 г.).

В течение века вплоть до 1861 г. происходил медленный процесс «отрыва» помещичьих хозяйств от государства и крепостных крестьян от помещиков, который завершился так называемой «отменой крепостного права», а по существу окончательной приватизацией.

На третьем институциональном цикле фаза институционального исчерпания началась с введения хозяйст венного расчета на предприятиях в середине 60-х годов и продолжалась в направлении углубления этого процесса вплоть до приватизации 1991 г.

Если в структурированную фазу баланс сдач и раздач достигался в рамках общего государственного хозяйства, то в фазу институционального исчерпания доминирующей становится идея хозрасчета, т.е. попытка установить баланс сдач-раздач в рамках локальных хозяйствующих субъектов, что, в конечном счете, и приводит к приватизации.

Автор: Ольга Бессонова
Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 137-139