Перинатальные фазы развития раздаточной экономики: Ре-эволюция


Перинатальные фазы развития раздаточной экономики: Ре-эволюция

В истории России наблюдалось три перинатальные фазы, с которых начинался каждый новый институциональный цикл

👁390

Состояние институционального ядра в этот период характеризуется как борьба за обновление и возвращение к доминанте исходного состояния. Базовые раздаточные институты после периода угнетения начинают возрождаться в обновленных формах и требуют своего «места под солнцем». Это выражается в сворачивании компенсаторных рыночных институтов, которые в период институциональных трансформаций брали на себя роль доминирующих базовых.

На поверхности цивилизационной матрицы России периодически разыгрывается историческая драма, которую будем называть ре-эволюция. Это не только и не столько революция, хотя иногда революция (и не одна) становится частью процесса ре-эволюции. Это, в отличие от инволюции, не шаг назад, а возобновление на новом уровне - после трансформационного периода - естественного процесса эволюции, закономерного с точки зрения институциональной природы данной цивилизационной матрицы. Вся перинатальная фаза протекает в борьбе и конфликтах, которые являются следствием реализации трех механизмов: национализации, коллективизации и социальной фильтрации.

Механизм национализации - процесс изъятия государством имущества у частных лиц и перевод его в общественно-служебную собственность. В процессе национализации происходит принятие новых норм функционирования общественно-служебной собственности.

Национализация подкрепляется механизмом коллективизации. Суть его состоит в переводе индивидуальных форм в общественно-служебные формы (кооперативные, арендные, откупные) под управлением государственных органов - в основном, на селе.

Третий механизм, также определяющий лицо перинатальной фазы - механизм социальной фильтрации, с помощью которого частные лица возвращаются на службу государства независимо от их прежнего социального статуса.

Для лиц, отказывающихся осуществить переход на государственную службу и оказывающих сопротивление, включается репрессивный механизм, являющийся органической частью механизма социальной фильтрации. На первом институциональном цикле с 861 г. до княгини Ольги включительно княжеская власть переводила земли из собственности общин в собственность, работающую на общественно-служебных принципах по существу и княжескую по своей исторической форме. Это осуществлялось за счет внедрения механизмов сбора дани через погосты и введения урочных трудовых отношений.

Одновременно формировались первичные, хозяйственные организации - общинные миры и посады, как базовые сельскохозяйственные и ремесленные единицы. Для тех местных князей и их соратников, которые отказывались переходить на службу «федеральных» князей применялся механизм социальной фильтрации с элементами репрессий в соответствующих исторических формах, а именно «примучивание», сжигание посевов и урожая, блокада.

Перинатальная фаза второго институционального цикла продолжалась довольно долго со времени Ивана III до конца правления Ивана Грозного.

Национализация проходила в три этапа: первый - введение поместного права и отмена частных вотчин, затем «обояривание» общин, т.е. прикрепление крепостных крестьян через общину к поместным землям, и, наконец, национализация лавок и других торговых помещений в городах.

В период царствования Ивана Грозного практически вся собственность, земля и недвижимость в городах и на селе, перешла под управление ведомственных органов (приказов). Соответственно, все организационные формы - общины, поместья, посады стали функционировать как служебные, государственные. Все эти процессы сопровождались социальной фильтрацией и репрессиями. Пики пришлись на времена Ивана III - борьба с новгородцами и на период Ивана IV - «опричнина».

В совокупности все три механизма - национализации, коллективизации и социальной фильтрации - полностью изменили институциональную среду на поверхности цивилизационной матрицы России, вернув ее к раздаточному институциональному ядру в усовершенствованных исторических формах. На третьем институциональном цикле перинатальная фаза протекала стремительно, все механизмы работали в явном виде и предельно интенсивно с 1917 по 1922 г., а затем перешли в латентную форму в 30-е годы XX века.

Сначала наиболее активно происходили процессы национализации частной собственности и первый этап социальной фильтрации в форме репрессий против дворянского сословия, спровоцировавшие гражданскую войну. Затем, национализация имущества нэпманов, создание колхозов и совхозов как результат включения механизма коллективизации, и, в заключение - повторная социальная фильтрация слоев, которые не смогли стать органической частью социально-служебной среды сформировавшейся по итогам перинатальной фазы.

Автор: Ольга Бессонова
Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 133-135