Осенью ожидается пик продовольственного кризиса


Осенью ожидается пик продовольственного кризиса

Глобализация, непродуманные санкции и либеральная биржа создали критическую ситуацию с рынком удобрений, поэтому после ценового энергокризиса мир ждет нехватка продовольствия

👁489

Кратный рост цен на газ зимой 2021-2022 в ЕС и Британии не только актуализировал дискуссию о целесообразности так называемого «зеленого перехода» в энергетике, но и сформировал ситуацию отсроченного продовольственного кризиса. Свой пик он продемонстрирует осенью, во время сбора урожая основных сельскохозяйственных культур, хотя очевидные его проявления можно наблюдать уже сейчас.

А продовольственная безопасность ЕС попадет под значительное влияние экспорта удобрений из Китая – если там окажутся достаточные собственные мощности. Так или иначе, еда в Европе, Великобритании и США подорожает, хотя степень удорожания остается открытым вопросом, в силу большого числа параметров задачи.

Эффект домино

Не далее, как через месяц европейским фермерам предстоит начинать посевную кампанию, что означает внесение удобрений. Ключевыми в этой сфере оказываются азотные удобрения, при производстве которых необходим природный газ.

Увеличение цены природного газа влечет за собой повышение себестоимости производства удобрений – а значит, фермерам нужно либо закладывать в стоимость будущей продукции более дорогие удобрения, либо отказываться от их применения. Что влечет за собой снижение урожайности, возникновение дефицита продовольствия, и, опять-таки, рост цен на него.

По данным ВТБ, дефицит удобрений на европейском рынке в первом полугодии может составить до 7 млн тонн. По информации, которую получил от европейских агрокомпаний и производителей удобрений Bloomberg, в целом цены вырастут как минимум на 10%, а падение урожайности по отдельным культурам может составить до половины от нормы.

«Продовольствие может подорожать еще больше, если случится неурожай», - предупреждает издание.

Одним из эффектов, которые дают азотные удобрения, является повышение способности растений переносить засушливые периоды. В Венгрии использование азотных удобрений в этом сезоне сократится примерно на 30-40%, считают местные фермеры, а если в конце апреля и мае снова будет засуха, то эффект может быть еще более разрушительным.

Урожайность некоторых культур может быть снижена вдвое без азотных продуктов, считает Золтан Биге, директор по стратегии венгерского производителя Nitrogenmuvek.

Снижение доступности азотных удобрений, даже если погода будет благоприятной, приведет к изменению структуры производства продовольствия, а также его качества. Так, уродившаяся пшеница без удобрений будет иметь сниженную за счет уменьшения доли белка питательную ценность, а значит фермеры будут ориентироваться на продукцию, менее чувствительную к наличию удобрений.

Начиная с осени, как минимум 70% теплиц Болгарии были выведены из эксплуатации по причине высоких цен на электроэнергию и газ. Как следствие, в стране пропали болгарские помидоры и огурцы, а свежих овощей придется ждать до лета – или искать на мировом рынке.

Отдельно стоит отметить, что по данным местной Ассоциации производителей теплиц, не менее 10 000 человек были уволены зимой или находятся в процессе увольнения.

Чтобы спасти отрасль от банкротства, производители парниковых газов требуют компенсации за новые цены на газ. Но денег на компенсации в бюджете Болгарии сегодня просто нет.

Американские фермеры, выращивающие кукурузу, уведомили о переходе на другие культуры, такие как соевые бобы. Дата окончания повышения цен на удобрения неизвестна, сообщили экономисты Федерации фермерских хозяйств США во время своего ежегодного съезда 8 января.

Стоит отметить, что европейский рынок удобрений получил сразу несколько серьезных ударов – и, в ряде случаев, это были удары по самим себе. В ноябре 2021 года правительство РФ приняло решение ограничить экспорт азотных и сложных удобрений на полгода. Ограничения на вывоз удобрений будут действовать с 1 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года.

В данном случае речь не идет о сокращении имеющихся поставок, введенные квоты фактически имеют предупредительный, а не ограничительный характер, закрепив существующий статус-кво. Загрузка мощностей российских предприятий по производству удобрений, учитывая динамичный рост сельского хозяйства в стране, близка к 100% и на бизнес российских производителей ограничения критического негативного влияния не окажут.

Например, российский экспорт удобрений с декабря 2020 года по май 2021 года был выше зафиксированного правительственными квотами уровня на 0,9 млн тонн (14%), сложных азотосодержащих сложных – лишь на 1%. С учетом нехватки удобрений в ЕС, российские экспортеры смогут получить дополнительную прибыль без увеличения объемов поставок.

Примечательно, что схожие меры, направленные в первую очередь на обеспечение собственных потребностей, предприняли другие крупные производители удобрений – Китай, Турция и Египет.

Собственное производство азотных удобрений ЕС от повышения цен в текущем году полностью оправиться вряд ли сможет. По предварительным оценкам, в лучшем случае можно будет удовлетворить до 70% потребности главных экономик ЕС – Германии и Франции. Охват в странах Причерноморья, таких как Украина и Румыния, может быть еще ниже, предупреждает Bloomberg.

В июне 2021 года Европейский союз принял ещё одно крайне нерациональное, с учетом ситуации, решение и ввел санкции в отношении Белоруссии, к которым в декабре присоединились США. Теперь американские обозреватели в профильных сельскохозяйственных изданиях обнаружили, что санкции были введены, помимо нефтепрома и табачной промышленности, против производства калийных удобрений.

«Белоруссия является третьим по величине производителем калийных удобрений в мире, в 2019 году было произведено чуть менее 12 миллионов метрических тонн (млн тонн). На долю страны приходится 18% мирового производства калийных удобрений. Кроме того, Белоруссия была вторым по величине экспортером калия в 2019 году, поставив 10,3 млн тонн калия на зарубежные рынки. Это составляет около 21% мировой торговли», - пишет Расс Куин из «Прогрессивного фермера».

Большие надежды на альтернативные поставки в США возлагают на Канаду, которая также является крупным производителем калия. Однако, есть сомнения в том, что у северного соседа США окажется достаточно свободных мощностей.

Глобальный кризис

Состоявшаяся глобализация привела к тому, что вызванный рядом санкций, биржевых спекуляций и других нерациональных решений рост цен на удобрения скажется по всему миру, от Южной Америки до Индии и Юго-Восточной Азии. По мнению The Wall Street Journal, хотя в 2021 году мировые цены на продовольствие достигли десятилетнего пика, в наступившем 2022 и 2023 году рост продолжится, и будет ещё более ощутим. 

WSJ подсчитал, что декабрьские цены (2021 года) на восточноевропейский карбамид, широко экспортируемое азотное удобрение, были почти в четыре раза выше среднего показателя 2020 года. Диаммонийфосфат, или DAP, широко используемое фосфорное удобрение, в декабре 2021 года стоил 745 долларов за метрическую тонну, что более чем вдвое превышает среднюю цену 2020 года.

Как и в большинстве подобных ситуаций, сильнее всего пострадают наиболее слабые с точки зрения экономики государства, где фермеры не могут взять кредит на текущую закупку удобрений, чтобы расплатиться после реализации продукции. Так, из-за роста цен в африканских странах к югу от Сахары к удобрениям могут потерять доступ до 30% производителей, что приведет к потере производства продуктов питания, эквивалентной потребностям 100 миллионов человек.

Производители кофе в Бразилии, по данным WSJ, уже тратят на удобрения в три раза больше, чем год назад, а любая засуха станет для них фатальной. Удобрения можно купить только по предоплате, и в порядке очереди. Чтобы компенсировать повышение себестоимости продукции, при сохранении текущего уровня платежеспособности населения, фермерам необходимо реализовывать как минимум на 50% больше продукции.

Рост цен на удобрения скорее всего повлияет на крупнейший урожай кукурузы в Бразилии, который будет посеян начиная с этого месяца. Кукуруза вообще относится к культурам, требующим большого объема азота, а значит есть все основания ожидать её подорожания в мировом масштабе.

Характерно, что выражающий интересы значительной части американского истеблишмента WSJ полностью поддерживает независимых аналитиков. Подчиняясь требованиям европейского и американского законодательства, норвежская компания Yara International ASA, один из крупнейших в мире производителей удобрений, заявила, что к апрелю прекратит поставки белорусского калия.

«На Белоруссию приходится 20% мирового производства калийных удобрений, поэтому очевидно, что они являются важным поставщиком, - сказал в интервью исполнительный директор Свейн Торе Холсетер. - Если эта часть не выйдет из Белоруссии, то я не вижу никого, кто был бы готов увеличить объемы»

Пандемия, рост цен на газ и другие факторы привели к закрытию ряда крупных производителей удобрений. CF Industries Holdings Inc., один из крупнейших мировых производителей удобрений в США, не может восстановить работу в Великобритании.

Закрыв все заводы на британской территории в сентябре, в январе компания смогла заново запустить лишь один. Упомянутая выше International сократила производство на 40%, немецкая BASF SE – по разным данным, сокращение составило до 30%.

Заменить объемы действительно нечем. Китай, ведущий мировой поставщик удобрений, после ограничений на экспорт удобрений потребовал от угольных и газовых компаний приоритетно выполнять контракты, подписанные с отечественными производителями удобрений.

Индия импортирует в среднем 60% от 10-12 миллионов тонн годового потребления DAP. Согласно отчету агентства Рейтер, опубликованному в начале декабря, 40% этого объема приходится на Китай.

Мировые цены на газ весьма сильно ударят по Индии, где производство пшеницы сконцентрировано в зимние месяцы, с актуальными пиковыми ценами. Индия также является производителем удобрений, сектор удобрений страны зависит от импорта газа на 60-73%.

Насколько всё плохо?

В ноябре 2021, последнем месяце для сопоставимых данных, средние цены на продукты питания по всему ЕС уже выросли на 2,9 процента в годовом исчислении, согласно статистическому агентству Евростат. Во многих странах Центральной и Восточной Европы рост был намного выше – 5,4% в Венгрии, 6,1% в Польше, 6,2% в Румынии и 6,8% в Болгарии. С учетом большого числа регуляторных механизмов, такие цифры продовольственной инфляции выглядят для Европы угрожающе.

Многие страны ЕС уже вводят госрегулирование цен на продовольствие. В Венгрии цены на сахар, муку, молоко, растительное масло, свинину и куриную грудку будут снижены до уровня октября. Претенденты на членство в ЕС Сербия и Северная Македония тоже заморозили цены на хлеб, сахар и подсолнечное масло.

В Польше, Румынии и Чехии рассматривают возможность снижения ставок НДС на электроэнергию и газ, что может косвенно снизить цены в супермаркетах. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий также хочет отменить взимание НДС с продовольственных товаров и удобрений.

Министры финансов ЕС в декабре 2021 года приняли решение «при определенных условиях» предоставить правительствам возможность снизить налог на продукты питания до нуля, и сейчас Моравецкий добивается одобрения Брюсселя для реализации этой меры.

В России, несмотря на отсутствие проблем с газом и удобрениями, с начала 2021 года продовольственная инфляция по данным Росстата составила 10,62%, непродовольственная – 8,58%. Услуги за тот же период подорожали почти на 5%.

Это значительно превышает заданный уровень, а также показатели, которые демонстрируют находящиеся в заведомо худшем, с точки зрения доступа к необходимым ресурсам, государства. Можно сделать вывод, что как минимум продовольственная инфляция в России обусловлена факторами, лежащими вне сферы доступности газа, калия и других полезных ископаемых.

С учетом солидарного мнения ряда западных аналитиков, а также наблюдаемых тенденций, можно ожидать среднемирового роста цен на продовольствие на двузначную в процентах величину, один из пиков роста будет наблюдаться в конце текущего года.

Представляется целесообразным заранее предпринять меры по «отвязке» цен на внутреннем рынке от внешней конъюнктуры, а также постоянном мониторинге доступности и стоимости по-крайней мере базовой продовольственной корзины. В противном случае, обозначенный Центробанком таргет инфляции в 4-4,5% к концу 2022 года может не быть достигнут со всеми проистекающими негативными последствиями для населения страны.

РУССТРАТ