Фильмы как проекты будущего


Фильмы как проекты будущего

А.Фурсов: История глобального зомбирования

👁378

Ещё интересные закономерности. Расцвет жанра фэнтези в 80х, который вместе с киберпанком начал теснить научную фантастику. "Экскалибур", "Легенда", "Леди-ястреб", "Лабиринт", "Горец", "Конан-варвар", "Бесконечная история", "Битва титанов", "Уиллоу". Будущее как прошлое, что невозможно без изменения парадигмы развития модерна (интересно, что в 1920х немцы продвигали фэнтези, а СССР авангард).

Комиксная культура 90х-00х, ещё одна тенденция ухода от реальности, но уже не в прошлое, а в мир условных, виртуальных героев. В 2010е условные герои уже начинают жить реальной жизнью в роли парней из соседнего подъезда и спецназовцев.

Небывалое нашествие вампиров, оборотней, мутантов и прочих фантастических существ, причём зачастую в роли положительных героев. Мир будущего очевидно будет предлагать альтернативу человеческой природе и ценностям цивилизации, межличностные связи уже в процессе изменения.

Мелодрамы и комедии работают на формирование поверхностных форм поведения, никаких обязательств, есть только миг, бери от жизни всё.

Высокобюджетные 3D мультфильмы, холодные, от и до просчитанные сюжеты, сказка высоких технологий.

Артхаус, скандинавские триллеры и фильмы ужасов, оборотная сторона тихой европейской жизни.

В фильме "Впусти меня" продвигается идея, что зло можно одолеть ещё большим злом, с помощью отрицания человеческой природы. По сюжету девочка-вампир (хотя вопрос пола там сложный) начинает дружить с забитым и неуверенным в себе мальчиком, решая его проблемы самым радикальным способом, он же становится её помощником в поисках жертв, которые ей необходимы для жизни. Любовь 21-го века, огромное число поклонников и американский ремейк. Кино перекликается с самым раскрученным фильмом Ларса Фон Триера "Догвилль", где в провокативной манере людям дают понять, что мир - это средоточие зла, поэтому надо быть безжалостным и жестоким.

"80-е годы были временем стремления к объединяющей и унифицирующей глобальной культуре, носителями которого выступали крупные транснациональные компании, изгонявшие «культурные универсумы», чтобы обеспечить распространение своих товаров, услуг и сетей на мировом рынке, но они же (80-е. — А.Ф.) стали также временем реванша уникальных, единственных в своем роде культур». Культур, противостоящих универсальной культуре и ее ценностям и соответствующим неким культурно-(этно-)пространственным локусам, зонам или даже точкам. Мировое («глобальное») качество «мир-коммуникации» имеет не столько реальный, сколько виртуальный характер. Точечный, пуантилистский мир, строго говоря, в единой мировой системе и не нуждается. Любая точка этого мира может быть виртуально представлена как «мировая система» — достаточно провалиться в «черную дыру» киберпространства. Вселенная или точка — иррелевантно. Релевантно то, что целые группы могут творить свой мир на основе этой иррелевантности, эксплуатируя ее и с ее помощью эксплуатируя (но уже в другом смысле) других, подключая сюда фрейдизм, генную инженерию и многое другое, о чем мы и не догадываемся. А какие возможности новым господам предоставляет вытеснение социальных конфликтов в киберпространство? Существа из альбома «Человек после человека» Д.Диксона и ситуации типа Фредди Крюгера, преследующего и убивающего свои жертвы в их снах, могут оказаться цветочками, что, однако, не должно ни пугать (пугаться — поздно и бессмысленно), ни лишать воли к сопротивлению. Другой вопрос, сколько времени понадобится людям, чтобы выработать средства сопротивления, адекватные посткапиталистическим формам угнетения и эксплуатации. Над этим нужно думать уже сейчас." (Андрей Фурсов - Колокола истории).

"Вы будете смеяться, но у меня есть версия, за что Молчание ягнят в свое время получило Оскар (факт до сей поры необъяснимый). Когда объемы и степень зла, творящегося в мире, переходят все доступные человеческому пониманию рамки, возникает соблазн сделать это Зло ручным и добрым, одомашнить и заставить работать на нас. Хотя бы в воображении. Как комфортно верить, что маньяк-убийца может на самом деле быть хорошим! И, более того, обладать сверхчеловеческими способностями, которые он использует предосудительным образом, но в конечном итоге нам же на благо. Ведь Лектер уничтожает исключительно тех, кто этого заслуживает; а то, что он имеет обыкновение ужинать человеческой печенью - вовсе не его маленькая слабость; напротив, это возвышает его над нами, простыми смертными, придавая ему атрибут непостижимости, близкий к божественному. Нам становится все труднее верить в благого и милосердного Бога, но, чтобы не отказываться от самой идеи, мы, не вполне еще осознавая, что делаем, подменяем его другим, свирепым и безжалостным, которому приносим человеческие жертвы, веря, что нас-то он тронет... Как давно еще заметил Борхес, мы не способны верить в рай, но с легкостью - в ад. И - добавляю я - мы испытываем подсознательную необходимость убедить себя в том, что в аду можно жить комфортно, если никому не мешать; чудовища - тоже люди, и, если вдуматься, многие из них гораздо лучше нас. Молчание ягнят - это наш Мюнхенский сговор с дьяволом.
Ну хорошо, пусть не сговор. Пока только первая страница. Распишитесь кровью."
(Кинокритик Пётр Карцев).

Александр Елисеев о дружелюбных роботах. "Я всегда был за технофутуризм. Но есть некоторые моменты, где я бы наложил ограничения, касающиеся не столько "техники", сколько "эстетики". Антропоморфные роботы - это, вне всякого сомнения, пародия на человека, причем пародия весьма и весьма сильная... Роботизация и големизация социума идёт уже давно, ликвидируя как личности, так и малые пространства (общины), и даже государства. Человек превращается в робота, но нужно, чтобы и робот превращался в человека. И его будут делать таковым - отсюда и антропоморфность, и разговоры о грядущем искусственном интеллекте. При этом, в самой антропоморфности нет никакой насущной, "технической" необходимости. Это больше "магическое"действие."

Ярослав Жиловский о фильме "Двухсотлетний человек". Заметьте - фильм "трогает до глубины души" отсутствием души. Не первый продукт из этой серии. Тихим сапом вбивают народу "андроидное" равенство. Национальное есть. Религиозное есть. Гендерное есть. Толерантное есть. Теперь вот роботоидное...

Кристофер Нолан считается лучшим современным режиссером, и понятно за что. Именно в его фильмах можно найти все признаки кино 21-го века:

Нет героя, есть проблемная личность, в которой понамешано и плохого, и хорошего.

Нет истории, есть ударно снятые эпизоды, дискретность происходящего.

Гиперреализм, механистичность, пафос.

Вязкая, затягивающая в себя атмосфера.

Таким образом зрителю предлагается игра, где он ассоциирует себя с персонажем, живущем в потустороннем мире, откуда нет выхода. "Бегущий человек", который никогда не сообразит, что выиграть в игре без правил можно лишь отказавшись от неё.

Станислав Зельвенский о фильме «Интерстеллар». "Иногда кажется, что главная причина, по которой Нолан достиг такого успеха своими гигантскими серыми конструкциями, — ему удалось польстить самолюбию миллионов, заставив их поверить, что они смотрят кино интеллектуальнее среднего блокбастера, а значит, вместе с ним возвышаются над стадом с попкорном из соседнего зала. Но штука в том, что кубик Рубика — не интеллектуальная игрушка, она только кажется такой. И нолановские фильмы — ни на йоту не умнее, чем кино про Тора. Они лишены юмора, структурно переусложнены и изобилуют туманными намеками на какие-то солидные абстракции. Но фундаментально это посредственно написанные, грубо снятые за огромные деньги боевики с пустыми героями и едва обозначенными идеями. Остальное — маркетинг, мастерски пущенная пыль в глаза. В случае «Интерстеллара» — целая пыльная буря."

Фильм "Перл Харбор" вышел за три месяца до событий 11 сентября 2001 и был, по сути, подготовкой общественного мнения к изменению американской внешней политики, переходу в режим якобы вынужденной агрессии.

Андрей Фурсов пишет об этом: "Ответ на вопрос о том, что стоит за событиями 11 сентября 2001 года был дан ровно за год до этих событий в сентябре 2000 года. Тогда правительство США издало проект для нового американского века: «Перестройка обороны Америки». Среди авторов – Дик Чейни, Рамсфелд, Джек Буш (брат президента). В этом документе черным по белому написана следующая фраза: «Процесс преобразования, даже если он принесет революционные изменения, скорее всего будет долгим при отсутствии какого-нибудь катастрофического и ускоряющего события на подобии нового Перл-Харбора». И вот Перл-Харбор пришел".

Из лекции кинокритика Марии Кувшиновой. "Люмьеровский кинематограф, кинематограф как коллективный опыт, совпал с историческим моментом, с потребностями западной цивилизации конца XIX века. Теперь все ровно наоборот. Я читала какие-то американские источники, в которых говорилось, что после 11 сентября произошла аутизация, окукливание общества, которое какие-то свои комплексы и радости транслирует на весь мир благодаря Голливуду. Начался процесс аутизации, люди стали замыкаться в себе, и технологии им в этом помогли. Это не значит, что в кино стали ходить меньше, в кино продолжают ходить, box-office радует. Но уже ясно, что есть какая-то новая история, которая существует одновременно со старой историей."

В связи с прошлогодней "Гравитацией" было много сказано о закрытии космической эры. Фильм оказался потрясающе коммерчески успешным, что показывает, как мечта о виртуальной реальности заменяет мечту о космосе.

А ведь до этого вышел намного более интересный и атмосферный "Сквозь горизонт", и неудивительно, что провалился в прокате, там сконцентрирован весь ужас от бескрайнего космоса и безграничной свободы. Это не комфортное приземление из модерна в постмодерн, это сама суть постмодерна, освобождение от оков традиции с вытеснение внутренних конфликтов в киберпространство. Виртуальная реальность - единственная сфера, где сейчас наблюдается развитие, где драйв и растущая прибыль. По итоговому замыслу каждый, кто встанет на этот путь, получит свой персональный ад, ведь прогресс не остановить, 21-й век должен открыть новые горизонты.

В компьютерных играх интересные тенденции, в этом году вышли две игры в жанре стимпанка BioShock Infinite, Dishonored, на следующий год выходит Thief. Тут и неоимперский принцип, и роботизация с киборгизацией (в этом направлении так вообще десятки крупных проектов), и понимание, что ресурсов, особенно нефти, будет не хватать. Причём всё это тесно переплетено с тайными обществам и орденскими структурами, более явные примеры здесь серия игр Assassin's Creed, Uncharted (в третьей части упоминается Джон Ди), Deus Ex.

Также дико популярны игры про зомби, то ли планируется запускать вирусы, то ли таковыми назначат бунтующее против установления нового порядка население (В США уже проходили реальные учения по усмирению зомби).

Марта из США о фильме "Джобс". Голливуд , как всегда, быстренько подсуетился и состряпал киношку про нашего гаражеиспеченного гения. Пока что из откликов - как похож Аштон ( бывш. Христофор Кучер) на почившего. Вот если б кто объяснил, где величие ?

В засорении мусорных ям тоннами электронного мусора?

В том, что более 50% школьников списывают ответы на тесты благодаря смартфону, при этом не умея определять время по традиционным стрелочным часам?

Ну, тут правда наше королевское дорогой президент бьет Джобса одной левой: новая программа " common core " ( я б на другое 4 х -буквенное слово, начинающееся с "с" поменяла ) предлагает засчитывать неправильный ответ в тесте как правильный если... ученик сможет обьяснить , как он к нему добрался... Молодца, президент!

Про сериалы. Красота и притягательность властвования, причем властвования не столько твоего, сколько над тобой – одна из отличительных черт современных культовых сериалов – Хаус, Шерлок, Лайтман – всё это люди, не просто превосходящие окружающих талантом и мастерством, но и непременно возвышающиеся над ними и периодически тонко и изящно (иногда впрочем грубо и примитивно) унижающие их. Правильные окружающие при этом принимают хамское к себе отношение по причине величия и крутизны главного героя, всячески ему помогают, беря на себя грязную и нудную работу, и преданны как любящие питомцы. Неправильные окружающие, не обладающие «магическими» способностями и желающие человеческого к себе отношения, представлены ограниченными недалёкими мещанами, не осознающими своего счастья. Не думаю, что это сознательная работа фильмоделов по прививанию людям установленной иерархичности их существования, но тенденция бросилась в глаза, тем более что выходили они чуть не подряд. Думаю эта притягательность может иметь множество результатов, в частности, знакомая девушка недавно высказалась, ссылаясь на цитату из Шерлока, что не так страшно, и даже в чем-то хорошо обладать посредственным умом – ведь на его фоне ум гениальный сверкает ярче.

"Поттер и его друзья - золотая молодежь. В свою спецшколу они попадают только благодаря связям, социальным и семейным. То есть это "90210" с толерантными волшебными палочками, вздрагивают тонкие ноздри вскрикивающих героев. Безносому Файнсу тоже не посочувствуешь. Это - обычная карикатура на консерваторов, такой же карикатурой был, скажем, и полковник из Аватара."

(Иван Якшин).

"Чего хотят женщины" (2000). "Пример того, во что может выродиться мелкобуржуазная романтическая комедия в Голливуде - это фильм, в финале которого героиня-золушка плачет от счастья (!) , получив обратно должность копирайтера (!!!) . "Не родись красивой" отдыхает." (boggy41).

Дмитрий Пучков о фильме "Вспомнить всё". "Колин Фарелл проживает в дрянной квартирёшке с красоткой-женой в исполнении Кейт Бикенсел. Это смешно, но нашему зрителю непонятно. И даже когда жена "раскрывается" и задаёт вопрос "неужели ты думаешь, что Я бы стала с тобой жить?" — нашему зрителю юмор непонятен. Суть сказанного в том, что в капиталистическом обществе красота — товар, и имеет вполне конкретную цену. Любая дама приятной наружности норовит продать себя подороже, то есть найти мужика побогаче. Через это там практически не встретишь красоток на улице — все они пристроены к денежным мужчинам и по улицам бесцельно не болтаются. Улицы — они для уродливых морлоков, растущих на дрянной еде и без медицины, с такими красотки не живут. Ничего, у нас тоже всё быстро к этому идёт."

"Боргман". Страшная сказка для взрослых от классика голландского кино Алекса ван Вармердама. В семью, которая плохо себя ведёт, вторгается чужак, жестоко наказывает родителей, а детей забирает с собой. Как это уже стало обычным для западного кино, в фильме нет положительных героев, но если в США показывают безысходность прямолинейно и с надрывом ("Кроличья нора", "Чёрный лебедь" и т.д.), то в европейском созерцательно и глубокомысленно ("Впусти меня"). Разгадка фильма в постере, который один в один с "Я, робот". Западный мир в реализации своей мечты по построению маленького уютного мирка настолько регламентировал жизнь (одних подзаконных актов более 100 тысяч), что она стала напоминать концлагерь. Вот дети возвращаются из школы с каменными лицами, вот вечно на взводе крутой папочка с истеричкой мамочкой, напряжение в семье не снимается, поэтому неудивительно появление бездушного робота, который разрешит все проблемы с холодностью и практичностью маньяка.

"Гравитация представляет собой эпохальную веху в упадке кинематографа, а именно принципиально новую сущность: не-фильм. Если раньше мы говорили о хороших фильмах и плохих, то с 2013 года уже можно, видимо, говорить о фильмах и не-фильмах. Гравитация отказывается не от отдельных составляющих кинематографа, а впервые от всех сразу: сюжет, повествование, персонажи, визуальный мир, операторская работа, сет-дизайн, актерская игра, - даже, в некотором смысле, актеры как таковые (их заменили скафандрами), - я уж не говорю об авторской мысли или подтексте, - в ней нет материи кино, нет никакого эстетического содержания, нет ничего. Или, заходя с другой стороны, ничего кроме нарциссической пустоты. В плане отзеркаливания массовой психологии и коллективного бессознательного Гравитация вполне себе актуальна - но не фильм, не фильм." (Кинокритик Пётр Карцев).

Если рассматривать списки лучших фильмов всех времён, то там обязательно будут "Заводной апельсин", "Криминальное чтиво", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец", "Тёмный рыцарь", "Молчание ягнят". У героев этих фильмов сильно выраженные психические патологии, причём красной нитью проходит идея, что иначе жить нельзя. Брутальные фильмы как бы уравновешены добрыми, "Спасение из Шоушенка", "Список Шиндлера", "Вечное сияние чистого разума", "Форрест Гамп", "Жизнь прекрасна", "Огни большого города". Общим у них является частичный или полный уход от реальности. Таким образом, пока одни мечтают, воображают и умиляются котикам, другие кромсают и упиваются властью. Это, конечно, не полностью описывает американскую социальную реальность, но близко к тому. Интересно, что лучшие американские фильмы, например, "Дилижанс", "Двенадцать разгневанных мужчин", "Африканская королева", "Хороший, плохой, злой" (итальянский, но с американским участием) вполне могли быть сняты в СССР. К сожалению, в результате разложения советского строя мы в какой-то мере потеряли себя, и американский социальный ад проник в нашу реальность.

Источник: А.Фурсов: История глобального зомбирования | ВКонтакте