Глобальная и локальные цивилизационные матрицы


Глобальная и локальные цивилизационные матрицы

Государство - это практическая реализация локальной цивилизационной матрицы в виде пространства жизнедеятельности определенного человеческого сообщества

👁193

Глобальные закономерности развития человеческой цивилизации и универсальные этапы ее эволюции определяются глобальной цивилизационной матрицей. Каждое государство при этом имеет собственную локальную цивилизационную матрицу, которая преломляет общие закономерности для отдельных цивилизаций и определяет специфику прохождения всеобщих универсальных этапов развития.

Локальная цивилизационная матрица формирует глубинные процессы эволюции, в то же время все разнообразие общественной жизни разворачивается в рамках государства и отражается в институциональной матрице. В самом общем виде матрица - это латентная система информационных кодов, соответствующих определенным свойствам и признакам реальности, комбинация которых формирует определенную программу ее развития.

Под глобальной цивилизационной матрицей понимается саморазвивающаяся, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся система выживания человечества.

Глобальная цивилизационная матрица обеспечивает единство и целостность мира. Центральный элемент глобальной цивилизационной матрицы - институциональный архетип, представляет собой набор универсальных способов координации коллективной деятельности, «очищенных» от специфики исторического времени и национальных особенностей народов.

Институциональный архетип увязывает в органичное целое глобальные сферы - биосферу (природный комплекс), этносферу (человеческий потенциал), техносферу (материальные продукты труда), ноосферу (культурно-интеллектуальный ресурс).

Институциональный архетип имеет дуальную природу, и состоит из двух типов координации, с одной стороны - рынок, с другой стороны - раздаток.

Это означает, что координация деятельности может строиться либо по типу рынка, либо по типу раздатка. Эти две стороны одного институционального архетипа представляют собой универсальные модели взаимодействия. Они равноценны и равнозначны. Более того, они никогда не существуют друг без друга и органично дополняют друг друга.

Дуальность институционального архетипа означает, что между его сторонами выстраиваются отношения «доминантность - компенсаторность», т.е. в то время когда одна сторона доминирует, другая сторона институционального архетипа играет лишь компенсаторную, вспомогательную роль.

Несмотря на взаимное нераздельное сосуществование и стремление к гармонизации, рынок и раздаток часто конфликтуют, противопоставляются друг другу и конкурируют между собой за координацию любого вида деятельности.

Локальные цивилизационные матрицы строятся «по образу и подобию» глобальной цивилизационной матрицы, они формируются в реальных средах, обособлены и самодостаточны. Центральным элементом каждой локальной цивилизационной матрицы является институциональное ядро, увязывающее в единую систему четыре локальные реальные среды: материально-технологическую, природно-климатическую, национально-демографическую и культурно-религиозную среды.

Институциональный архетип глобальной цивилизационной матрицы на локальном уровне воплощается в институциональные ядра, которые состоят из базовых и компенсаторных институтов, а также информационного элемента.

Базовые институты - исходные институциональные элементы, в которых закрепляется сущность каждой из сторон институционального архетипа при проявлении их на поверхности локальной цивилизационной матрицы.

Набор базовых институтов строго определен. Он является необходимым условием для адекватной реализации рыночного или раздаточного архетипа в конкретных социальных технологиях, с помощью которых осуществляется взаимодействие и координация человеческой деятельности.

К числу базовых институтов относятся: институты обмена, институт собственности, институт обратных связей или сигнальный институт.

Базовые институты никогда не существуют в «чистом» виде, они проявляются в конкретных формах определенной стороны институционального архетипа. В случае доминирования раздаточных институтов, компенсаторными выступают рыночные, представленные в виде института рыночной торговли и частного предпринимательства; если доминируют рыночные институты, то компенсаторным институтом выступает институт государственного регулирования и социального обеспечения, охватывающий всю совокупность раздаточных институтов.

Формационный элемент - своего рода стержень институционального ядра, который придает базовым институтам определенную форму на конкретном историческом этапе.

Формационный элемент по своей сути - это модель трудовых отношений: для рыночных институциональных ядер - это модели частного труда, для раздаточных институциональных ядер - модели служебного труда.

Под частным трудом понимается труд на частное лицо или частную организацию, а под служебным трудом - труд на общество (государство) в том или ином виде.

Если при частном труде работник управляется менеджером частной компании или собственно ее владельцем по внутренним правилам этой организации, то в случае служебного труда управление осуществляется государственными органами по правилам единым для всего государственного хозяйства.

Термин «обмен» обычно используется как синоним отношениям «купли-продажи», однако на самом деле они соотносятся между собой как родовое и видовое понятия, т.е. отношения «купли-продажи» лишь одна из форм обмена, свойственная рыночному типу координации, другая форма обмена - «сдачи-раздачи», свойственная раздаточному типу.

Государство и институциональные матрицы

Государство - это практическая реализация локальной цивилизационной матрицы в виде пространства жизнедеятельности определенного человеческого сообщества, являющаяся социальной системой, регулируемой институциональной матрицей.

Институциональная матрица - это совокупность институциональных форм базовых и компенсаторных институтов в конкретный исторический период; она олицетворяет «поверхностное» проявление институционального ядра, элементы которого представлены в виде законодательных норм и правил конкретной исторической эпохи.

Государство как социальная система распадается на семь подсистем, имеющих внутреннюю системную задачу, вследствие чего они и получили свое название:

- подсистема принятия решений (Власть, Управление, Политика, Идеология);

- подсистема обороны и безопасности (Армия, Суд, Полиция, Тюрьма, Структуры госбезопасности);

- подсистема материального воспроизводства (Хозяйство, Отрасли, Технологии);

- подсистема социального сотрудничества (Семья, Социальное обеспечение, Социально-групповое взаимо

действие, Сетевая взаимопомощь);

- подсистема интеллектуального развития (Образование, Наука);

- подсистема духовного поиска (Религия, Философия, Культура, Искусство);

- подсистема межгосударственных контактов (Внешняя политика, Внешняя торговля, Миграция).

Если локальная цивилизационная матрица имеет латентную природу, то институциональные матрицы - это упорядоченный и структурно подогнанный свод законов определенной исторической эпохи, по которому можно определить уровень и этап развития цивилизационной матрицы.

Таким образом, институциональная матрица - это индикатор состояния локальной цивилизационной матрицы, а характер изменения институциональных матриц показывает вектор изменений, происходящих в локальной цивилизационной матрице. Подобно тому, как по останкам древних животных выстраивается их полный образ и среда обитания, так и по законодательным документам исторических эпох можно проникнуть в глубины развития цивилизационной матрицы, которая по сути и является «исторической памятью поколений» определенного государства.

Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 111-117.