Муниципальная и государственная власти


Муниципальная и государственная власти

В СССР власть была единой как в политическом, так и в правовом смыслах. В современной России между местным самоуправлением и государственной властью юридически заложено противоречие, историческое разрешение которого чревато развалом страны

👁207

Местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Это предполагает организационную обособленность местного самоуправления, муниципальной власти от государственной власти.

Выводя различия между муниципальной и государственной властями, следует отметить, что государственная власть и местная (муниципальная) власть образуют две равноправные разновидности единой публичной власти. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения. В сферу компетенции органов местного самоуправления входят вопросы местного значения.

Вопрос о соотношении и взаимодействии местного самоуправления и государственной власти — один из кардинальных в теории и практике муниципального строительства и права. Не случайно среди основных задач дальнейшего развития местного самоуправления в Указе Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. названа организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Акцент ныне перемещается от централизованного государственного руководства, прямого государственного воздействия на деятельность органов местного самоуправления к децентрализации власти, правовому регулированию, государственной поддержке местного самоуправления. Именно такой подход к местному самоуправлению должен стать основным со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.

Вместе с тем, государство оказывает существенное влияние на организацию и деятельность местного самоуправления. Это проявляется в следующем:

  • статус местного самоуправления определяется государством в Конституции и федеральных законодательных актах;
  • государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ);
  • государство гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту;
  • местные дела решаются органами местного самоуправления самостоятельно, но в соответствие с положениями государственной политики;
  • органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;
  • содержание и объем полномочий органов местного самоуправления определяются государством.

Государственная власть и муниципальная власть имеют ряд общих признаков:

  • они выступают формами народовластия, относятся к формам осуществления публичной власти;
  • местное самоуправление и государственная власть обладают необходимыми для их реализации властными полномочиями;
  • они имеют специфический обособленный аппарат в виде органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих эти ветви власти;
  • государственная и муниципальная власть обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью;
  • обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования) по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. Территория местного сообщества одновременно является государственной территорией;
  • создание органов местного самоуправления на территории местного сообщества носит обязательный характер;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления располагают возможностью привлекать виновных к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения;
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения и сбора налогов, а также самостоятельного формирования бюджета;
  • статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и законах, принимаемых органами государственной власти, защищается органами государственной власти;
  • местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в рамках единой государственной политики.

Специфическими признаками, отличающие органы местного самоуправления от государственных органовявляются:

  • местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных государственной властью. Государственная власть - власть верховная, суверенная;
  • органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять круг своих полномочий, в отличие от государства местное сообщество не обладает суверенитетом;
  • сферы компетенции государственной и местной власти разграничены;
  • государственная и муниципальная ветви власти имеют самостоятельные источники финансовых средств;
  • в системе органов местного самоуправления отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, они выступают не от имени государства, а от имени местного сообщества;
  • содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения;
  • материально-финансовую базу деятельности органов местного самоуправления составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет, а органов государственной власти - государственная собственность и государственный бюджет;
  • органы местного самоуправления обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. У них практически отсутствуют политические функции. На муниципальном уровне население может гораздо шире выражать формы непосредственного волеизъявления;
  • органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, которые не относятся к законам. По своей природе они являются подзаконными актами;
  • население самостоятельно определяет структуру муниципальных органов.

Таким образом, муниципальная власть - это система властных отношений, реализующая функции местного самоуправления. Она основывается на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права.

Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о двойственной природе муниципальной власти, обособление местного самоуправления от государственной власти имеет относительный характер, в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Органы местного самоуправления выступают в качестве важнейшего элемента публично-властного механизма общества.

Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, российская Конституция и федеральное законодательство закрепляют основные параметры взаимодействия местного самоуправления и государственной власти:

1. Признание и гарантированность российским государством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах своих полномочий, невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

2. Установление запрета на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции Российской Федерации).

3. Недопущение осуществления местного самоуправления, образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ч. 5 ст. 14, ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

4. Государственная поддержка местного самоуправления, которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст. 9 Федерального закона).

К государственной поддержке местного самоуправления относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти (п. 8 ст. 4, п. 7 ст. 5 Федерального закона).

5. Конституционное закрепление возможности законодательного наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Делегирование государственных полномочий осуществляется на основе принципов: законности; социально-экономической обоснованности; материально-финансовой обеспеченности; сочетания региональных и местных интересов; подконтрольности их осуществления; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за их исполнение.

6. Установление государственных гарантий местного самоуправления. В числе таких гарантий Конституция Российской Федерации устанавливает право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133)

Источник: Муниципальная власть и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия