Глобализация объективный субъективно управляемый процесс


Глобализация объективный субъективно управляемый процесс

Глобализация - процесс в истории человечества неизбежный - объективный: прервать или остановить его течение может только военная, техногенная или природная глобальная катастрофа

👁234

"Глобализация" - термин политологии, только в последние годы ХХ столетия ставший достоянием сознания интересующихся политикой и экономикой. Именно в это время:

"Глобализацией" стали называть совокупность экономических и общекультурных явлений, которые воздействуют на исторически сложившийся образ жизни и культуры (включая и экономические уклады) народов, проживающих в разных регионах планеты, отчасти разрушая их, а отчасти интегрируя их в некую - ныне пока еще только формирующуюся - глобальную культуру, которой предстоит в исторической перспективе объединить все человечество.

В мире во всех обществах есть так называемые "антиглобалисты", которые недовольны глобализацией в её исторически наличествующем виде и выступают против неё, не вникая в суть и историю этого явления. Их установка предельно жесткая: глобализация - безальтернативно плохо.

Соответственно альтернативой глобализации, - с их точки зрения, - якобы является поддержание всеми народами режима национального обособления, изоляционизма и консервации своих прежних структур. Но реально это - несбыточная ложная альтернатива, проистекающая из непонимания характера глобального исторического процесса. Предлагаемый "антиглобалистами" подход плох и в действительности не является альтернативой имеющей место исторически реальной глобализации.

Дело в том, что:

  • Объективной предпосылкой глобализации является биологическое (в том числе и эгрегориальное) единство человечества во всех его расах и национальностях.

  • Глобализация объективно порождается разнородной деятельностью множества людей, преследующих свои личные и групповые интересы. И эти интересы большей частью совсем не глобального масштаба: о судьбах человечества подавляющему большинству людей на протяжении всей истории думать было некогда и несвойственно, и соответственно у них нет мыслей и идей глобальной значимости, которые они бы целенаправленно воплощали в жизнь осознанно волевым порядком.

То, что ныне называется "глобализацией", имело место и в прошлом, но не имело имени и не было столь заметным в повседневной жизни обществ и в личной жизни большинства людей. На протяжении всей памятной истории цивилизации нынешнего человечества "глобализация" предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных и конфессионально обусловленных культур друг в друга. В пошлом глобализацию стимулировала международная торговля и политика завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью непосредственно технико-технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества.

Экономическая составляющая глобализации на протяжении всей истории доминирует над прочими её аспектами и представляет собой процесс интеграции производительных сил (населения разных регионов планеты и их ресрсов) в единую хозяйственную систему человечества, в результате чего в мире становится все меньше хозяйственных единиц, изолированных как от этой системы в целом, так и от прочих её фрагментов.

При этом имеет место унификация организации управления производительными силами в разных регионах планеты, стандартизация в глобальных масштабах техники, технологий, продукции.

Войны на протяжении истории нынешней глобальной цивилизации обусловлены большей частью непосредственно экономическими интересами, хотя сами по себе экономические интересы - следствие определенного мировоззрения и миропонимания, а, кроме того, - идеологические конструкции в ряде случаев были призваны скрыть за словами о высоких идеалах примитивное желание пограбить, поработить соседей или очистить от них территорию, на которой в дальнейшем намеревались жить сами агрессоры. Но вне зависимости от идеологического обеспечения и политической конкретики той или иной эпохи:

Интеграция производительных сил носит объективный характер, поскольку ни нынешнее человечество, ни какое-либо одно национальное общество (включая и реликтовые первобытные культуры, застрявшие до настоящего времени в каменном веке) не может существовать без какой бы то ни было системы производства и распределения продукции, и все люди так или иначе заинтересованы в наращивании её эффективности, чтобы получать продукции побольше и иметь при этом свободное время. А одно из средств наращивания эффективности системы производства и распределения продукции - обмен достижениями культуры разных народов во всех его проявлениях.

Это все в совокупности означает, что глобализация - процесс в истории человечества неизбежный - объективный: прервать или остановить его течение может только очередная глобальная катастрофа - военная, техногенная или природная. Он порожден не волей тех или иных "глобализаторов", и он протекает вне зависимости от желания и воли каждого из противников или сторонников некой содержательно не определенной "глобализации вообще".

Однако объективная неизбежность процесса глобализации не означает, что он не может быть управляемым и исторически объективно не является давно уже управляемым по субъективному произволу.

Источник: Основы социологии, том 2, стр.59-63 // Концептуал, Москва, 2019.