Теория институциональных матриц


Теория институциональных матриц

В теории институциональных матриц утверждается, что можно влиять на поведение экономических субъектов на рынке посредством системы экономических и социальных факторов

👁1603

Исследователи в области экономики, социологии, политологии и других общественных науках все больше акцентируют внимание на необходимости изучения функционирующих в обществе институтов. Теория институциональных матриц позволяет сконцентрировать исследовательские процессы на общем для всех социально-экономических систем уровне.

Интерес к данной теме обусловлен усилением тенденции междисциплинарного исследования социально-экономических процессов в рамках экономической науки в целом, вместе с тем очевидна и взаимосвязь между экономической, политической и идеологической сферами общественного развития.

Основной проблемой в исследуемой области выступает сложность институциональной структуры общества, что обуславливает необходимость принципиально иных подходов к ее изучению.

Представляется перспективным направление исследований с позиций и с учетом применения принципов теории институциональных матриц С.Г. Кирдиной, что способствует решению вопросов, связанных с возникновением институтов, их развитием, а также с институциональными изменениями в обществе.

Институционализм, являясь одним из направлений социально-экономических учений, рассматривает социально-экономическую систему как комплекс институций – норм, принципов, и институтов – закрепление норм, обычаев и принципов в виде законов, организаций и учреждений.

Основными направлениями в рамках данного учения стали социально-психологический институционализм Т. Веблена, социально-правовой институционализм Дж. Коммонса и конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла.

Концепция институционализма состоит в том, чтобы не ограничивать экономическую систему анализом экономических категорий и процессов в рамках проведения исследований, а учитывать также внеэкономические факторы и существующие общественные, государственные и правовые институты.

Институционалисты рассматривают совокупность экономических явлений, не ограничиваясь только экономическими аспектами, а принимают во внимание, что функционирование экономической системы задается институциональными, социальными и правовыми факторами.

Специфика институционализма заключается в том, что первичные экономические категории, такие как цена, спрос, предложение и т.п., рассматриваются как центры воздействия различных интересов и отношений между различными институтами. При этом институционализм рассматривает экономическую систему в целом не как самостоятельное явление, а как часть социальной системы общества. Таким образом, в концепции институционализма понятия экономики, науки, политики, культуры, социума являются равноправными, взаимозависимыми и влияющими друг на друга.

Теория институциональных матриц объективно оперирует рядом категориальных аспектов институционализма, что соответствует одному из основных утверждений данного учения: все экономические субъекты действуют согласно приобретенным правилам поведения и социальным нормам.

Следовательно, в теории институциональных матриц учитываются как непосредственно экономические факторы, так и социальные устои, законы, нормы, через которые можно влиять на поведение экономических субъектов на рынке так же, как через использование экономических инструментов.

Теория институциональных матриц также отражает положение институционализма, согласно которому интересы общества являются первичными, а действия отдельных экономических агентов диктуются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот, как считают кейнсианцы или монетаристы.

Поскольку интересы субъектов рынка формируются обществом, в котором эти субъекты существуют, то общество в целом может влиять на действия отдельных экономических субъектов. При участии государства общество, используя возможности законодательных структур, может определять будущее развитие экономической системы. Это, в конечном счете, выражается через изъявление правительством воли общества, а так как законы являются обязательными для исполнения всеми участниками рынка, это предоставляет действенный инструмент для проведения стабилизационной политики в период сложных экономических колебаний.

Следовательно, государство должно оказывать значительное влияние на развитие социально-экономической системы в целом и ее отдельных элементов.

Автором теории институциональных матриц является Светлана Георгиевна Кирдина.

Теория институциональных матриц основана на концепции представления социально-экономических систем в виде комбинации двух матриц базовых институтов, одна из которых имеет доминирующий характер.

Согласно концепции С.Г. Кирдиной, "институциональная матрица – это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, регулирующих функционирование основных общественных сфер – экономической, политической и идеологической".

Генезис социально-экономических систем в разрезе основных общественных сфер представляется в рамках теории институциональных матриц в качестве комплексной проекционной структуры.

Экономические общественные отношения связаны с получением ресурсов для воспроизводства, политические направлены на достижение определенных целей, а идеологические – на реализацию определенных идей и значимых для общества ценностей. Таким образом, согласно теории институциональных матриц проявляется суть развития общества в контексте взаимной зависимости экономики, политики и идеологии.

Поскольку базовые институты характерны для любого человеческого общества, начиная с древнейших государств, но, сохраняя свою сущность, по-разному проявляются в исторических периодах, то специфика базовых институтов определяется, прежде всего, историей и культурным контекстом конкретных обществ, находящихся на разных стадиях развития.

Теория институциональных матриц основана на следующих постулатах:

  1. Объективистская направленность – общество рассматривается как объективно существующая независимо от отдельных индивидов реальность, общество понимается как самоорганизующаяся система, исторический объект, а его структуры возникают в результате плановой и непреднамеренной деятельности многих людей, реализации общесистемных закономерностей, выявить которые позволяет концепция институциональных матриц;
  2. Представление общества как целостного образования – целостность общества обеспечивается существованием фундаментальных внутренних связей между сферами общества, которые представляют собой универсальные исторические законы, по которым развивается общество;
  3. Наличие базовых институтов – это исторически устойчивые, инвариантные по отношению к действиям отдельных акторов постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, образуя, таким образом, остов общества;
  4. Функциональная необходимость – для построения институциональной модели общества используется состав базовых институтов (экономика, политика и идеология), необходимый для того, что релевантно представить строение исследуемого феномена.

Динамика общества и прогресс общественного развития основан на том, что появление и становление любых институциональных структур происходит в контексте следования первичной модели институциональной матрицы. Институциональные структуры воспроизводят и расширяют первичную модель, однако ее сущность не меняется в течение исторического развития общества. В соответствии с постулатами теории институциональных матриц, независимо от действий отдельных индивидов и общественных групп, институциональная матрица проявляется индифферентно в любых институциональных структурах, появляющихся в рамках человеческой деятельности и общественного развития, обусловленных, однако, историческим и социально-культурном контекстом.

Отсюда следует вывод, что матричная структура общества обуславливает принципиальную невозможность изменения одного базового института без соответствующего изменения двух других. Логичным следствием является и несостоятельность изменений институциональных структур без соответствующих изменений на уровне базовых институтов, что предполагает существование объективного процесса самосохранения общества в рамках той институциональной матрицы, которая соответствует его историческому и культурному развитию.

Институциональные матрицы типа X и Y

В рамках теории институциональных матриц развитие общества подчинено триединой системе базовых институтов. При этом во все периоды цивилизационного развития человечества в структуре общества доминирует одна из двух институциональных матриц. X-матрица и Y-матрица качественным образом отличаются содержанием комплексов образующих их базовых институтов.

X-матрица и Y-матрица характеризуются и образуются базовыми институтами.

Базовые институты институциональных матриц

X-матрица:

В экономической сфере функционирует редистрибутивная экономика с преобладанием перераспределительных процессов (включая аккумуляцию, собирание, вторичное распределение и раздачу материальных ценностей, ресурсов, услуг, прав на их использование), кооперации, повышение эффективности и снижение издержек административными методами.

В политической сфере доминируют институты унитарного или унитарно-централизованного политического устройства, административно-территориальное деление, четкая иерархия власти, общих собраний и единогласия.

В идеологической сфере коллективные и общие ценности доминируют над индивидуальными, приоритет "Мы" над "Я", а также действуют институты коммунитарной идеологии, включая коллективизм, эгалитаризм, ориентация на благополучие, интегральные представления о мире.

Y-матрица:

В экономической сфере функционирует рыночная экономика, превалируют институты частной собственности, наемного труда, конкуренции, непрерывного обмена материальных ценностей, ресурсов услуг, прав на их использование, первостепенное значение отдается прибыли и ее максимизации.

В политической сфере господствуют институты федеративного или федеративно-субсидиарного политического устройства, к которым относится самоуправление, дискретные или стратификационные выборы, декларирование многопартийности и власти демократического большинства, судопроизводство и судебные иски.

В идеологической сфере индивидуальные ценности доминируют над коллективными, приоритет "Я" над "Мы", господствует индивидуалистская идеология, включая превалирование отдельного индивидуума, его прав и свобод, над сообществами более высокого уровня, которые априори имеют подчинительный характер по отношению к индивидууму, а также стратификацию, ориентацию на денежную обеспеченность, дискретные представления о мире.

Распространение:

X-матрица - Россия, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Южная Америка, Африка;

Y-матрица - Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия.

С точки зрения институционального развития наблюдается преобладание институтов X-матрицы в России, Азии, в странах Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. При этом степень доминирования отдельных институтов различается в разных странах. Вместе с тем в рамках распространения типов институциональных матриц следует избегать культурологических коннотаций, чтобы не допустить неверных ассоциаций, поскольку культурные традиции не являются определяющими факторами развития институтов.

В контексте институционального развития общества с доминированием Y-матрицы сформировались в странах Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Следует отметить, что функционирование институтов Y-матрицы сопровождается экспансионистскими тенденциями в распространении идеологических институтов в соответствии с индивидуалистской идеологией.

Детерминанты институциональной системы, а, следовательно, и доминирование той или иной институциональной матрицы, определяются характером материально-технологической среды конкретного государства, как результата общественного развития.

В соответствии с этим выделяются два фундаментальных свойства среды функционирования общества:

  • коммунальность
  • некоммунальность

Если требуются совместные усилия значительной части общества для эксплуатации материально-технической среды, а обособление ее отдельных частей угрожает распадом всей системе, то требуется централизованное управление, что детерминирует формирование институтов X-матрицы. Возможность обособления элементов материально-технической среды, их частного использования и децентрализованного управления ведет к функционированию общества в виде совокупности разрозненных объектов, что детерминирует формирование институтов Y-матрицы.

Вместе с тем, развитие государств показывает, что в чистом виде институциональные матрицы не существуют, напротив, в обществах функционируют институты из матрицы противоположного типа, формируя спектр комплементарных институтов, выполняющих вспомогательные роли.

За счет комплементарных институтов формируется комплексное институциональное пространство, тогда как институты доминирующей матрицы определяют характер складывающейся в обществе институциональной среды, что позволяет задать рамки и ограничения для функционирования вспомогательных институтов матрицы противоположного типа.

Таким образом, формирование институциональной матрицы структуры конкретных обществ должно основываться на достижении правильного институционального баланса для эффективного социально-экономического развития общества.

Выводы

Теория институциональных матриц, автором которой матриц является С.Г. Кирдина, в разрезе экономической, политической и идеологической сфер общества описывает развитие социально-экономических систем на основе доминирования одного из типов институциональных матриц. Определение институциональной матрицы как системы базовых институтов, регулирующей основные социальные сферы общества – экономику, политику и идеологию – позволило С.Г. Кирдиной разработать комплексную теорию институционального развития общества.

В современных условиях теория институциональных матриц может быть использована для комплексных исследований институциональных изменений в социально-экономической системе, оценки эволюции общественных процессов, а также проработки комплексных мер с учетом сформулированных в рамках данной теории принципов развития современных обществ. Следовательно, применение данной теории в государственном управлении в полной мере отвечает традиционной и новой концепциям институционализма.

Список литературы:

  1. Базуева Е.В. Детерминанты институциональной системы // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 17-29.
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.
  3. Гребенников В.Г. Формирование государственной политики регулирования экономического развития. – М.: Инфра-М, 2013.
  4. Кирдина С. Г. Институциональные модели финансирования реального сектора // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2013. – № 2 (18). – С. 129-157.
  5. Кирдина С.Г. X- и Y-экономики: институциональный анализ. – М: Наука, 2004.
  6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y-теорию. – СПб.: Нестор-История, 2014.
  7. Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма).

  8. Коблова Ю.А. Институциональное пространство в предметном поле экономической науки. // Экономические науки. – 2015. – № 1 (122). – С. 15-19.
  9. Попов Е.В. Становление институциональной теории. // Журнал экономической теории. – 2013. – № 4. – С. 13-22.

Источник: Нестеров А.К. Институциональные матрицы // Энциклопедия Нестеровых