Как Минздрав России проигнорировал результаты общественного обсуждения проекта приказа о медицинском освидетельствовании водителей на употребление алкоголя и наркотиков


Как Минздрав России проигнорировал результаты общественного обсуждения проекта приказа о медицинском освидетельствовании водителей на употребление алкоголя и наркотиков

В рамках антикоррупционной экспертизы 3-17 июля 2019 года прошло общественное обсуждение проекта приказа Минздрава России “О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)”. Результат этого мероприятия представлен на федеральном портале проектов нормативных правовых документов.

👁234

В рамках антикоррупционной экспертизы 3-17 июля 2019 года прошло общественное обсуждение проекта приказа Минздрава России “О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)”.

Результат этого мероприятия представлен на федеральном портале проектов нормативных правовых документов. Чтобы увидеть документ “Сводка предложений”, необходимо зайти в раздел “Информация по этапу”, затем в появившемся окне “Текст проекта” пройти вниз до строки “Сводка предложений” и выбрать ссылку на документ “Сводка_92851.docx”.

Если вы сумеете все это проделать, то перед вашим взором появится таблица, в которой представлены поступившие предложения, результат их рассмотрения и комментарии разработчика.

В первом столбце этой таблицы должны быть проставлены порядковые номера поступивших предложений. Но этого нет! Поэтому вам придется самому вручную считать, сколько же предложений внесено в эту таблицу. А сколько предложений поступило, но в таблицу они по каким-либо причинам не были внесены - об этом мы никак узнать не можем.

Мы это подсчитали, и узнали, что в таблицу внесены 12 предложений. Из них не учтены при доработке проекта приказа - 11. Одно предложение как бы учтено, но на самом деле только частично.

В качестве причины отказа от учета внесенных предложений указано буквально следующее: 

“Проект приказа разработан в рамках исполнения протокольного решения совместного с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 12.03.2019 (указание Президента Российской Федерации от 16.03.2019 № 462). Основания для направления проекта приказа на заключение об оценке регулирующего воздействия отсутствуют.”

Таким образом, Минздрав ссылается на документ, недоступный для широкой общественности. Какое было принято протокольное решение мы не знаем. 

Однако на официальном сайте Совета Безопасности Российской Федерации имеется информация об итогах выездного совещания Секретаря Совбеза в Ижевске 12 марта 2019 года. В ней содержится следующий относящийся к теме абзац:

“Подробно рассмотрены  дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, предложено усилить контроль за осуществлением всех пассажирских перевозок,  повысить требования к уровню подготовки водителей, повысить оперативность реагирования на дорожные происшествия. Сделан акцент на важности своевременного выявления и ликвидации аварийно-опасных участков дорог, создании безопасных условий для движения пешеходов.”

И более нет никаких сведений о том, что на этом совещании говорилось о необходимости тотального медицинского освидетельствования всех водителей и кандидатов в водители на наличие в их моче следов алкоголя и наркотических веществ. Также там не говорится о том, что моча должна сливаться обследуемым в специальную емкость в присутствии медицинского работника. 

Участник общественного обсуждения Лузгар Аркадий, например, пишет:

Данный вопрос огромной общественной значимости, затрагивающий права и достоинства миллионов наших сограждан, должен иметь публичное обсуждение в рамках процедуры Оценки регулирующего воздействия. Так как опять намечается "стрельба из пушки по воробьям".

‎Ради выявления десятков неблагонадёжных унизительной процедуре "писать в баночку на виду медсестры или медбрата" хотят подвергнуть миллионы физически и психически здоровых людей нашей страны. 

Конечно, это в рамках воззрений нашего Минздрава, для которого понятия "достоинство человека" не существует. До сих пор не отменены запрещённые Международными конвенциями инвазивные процедуры, отсутствует возможность выбора врача при проведении обязательных медицинских осмотров и обследований. Интересно, сами создатели изменений в приказ также намерены безапелляционно терпеть подобные унижения, или у них есть другие ходы.

Махов Владимир Васильевич пишет:

Неправильные выводы из указаний президента. Опять ненужные дорогостоящие унизительные обследования для миллионов добропорядочных граждан, когда уже известные всем, в том числе медицинским работникам, наркоманы будут продолжать ездить как ездили. Вот с ними и надо бороться, только никто им не указ, так как имеют высокопоставленных покровителей. Поэтому можно ездить даже и без прав.

Щепельков Владислав пишет:

Пояснительная записка не выдерживает критики. Предлагаемый механизм более затратен по сравнению с существующим. Увеличивает финансовую и иную нагрузку на водителей, явно обогащает соответствующие медицинские структуры. При этом не дается никакого обоснования (экономического и иного) преимуществ предлагаемого механизма по сравнению с действующим. Имеет место попытка предоставить дополнительное финансирование медицинских организаций за счет средств населения.

Иванченко Любовь Геннадьевна пишет:

Публикация проекта должна была быть проведена в форме ОРВ, т.к. проект накладывает обязанность на освидетельствуемого "мочиться в баночку" в присутствии медицинского работника на основании приказа Минздравсоцразвития от 27 января 2006 года № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»:

‎«Отбор мочи производится в условиях, исключающих возможность замены или фальсификации биологического объекта»

‎Что нарушает права, своды, законные интересы человека, является насилием и физическим унижением.

Процедуру освидетельствования врачом-психиатром и врачом – психиатром-наркологом необходимо оптимизировать, обязав медицинское учреждение, проводящее освидетельствование, приглашать на свою территорию специалистов психоневрологического и наркологического диспансеров. 

Уместно будет рассказать здесь о водительской медкомиссии в США. Обязательно у всех проверяется только зрение - человек смотрит в аппарат и говорит, что видит. Еще надо ответить на вопросы про болезни в анкете. 

В США оптимальная процедура медицинского допуска для водительских прав. Бюрократические проблемы минимальны, запреты обоснованны.

Трубачев Александр пишет:

Отсутствие в момент освидетельствования состояния, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами, в том числе подтвержденное лабораторным способом, не гарантирует, что освидетельствуемое лицо, получив водительское удостоверение, не станет управлять транспортным средством в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. 

‎В то же время реализация проекта приказа повлечет за собой увеличение стоимости медицинского обследования и, соответственно, расходов водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

‎В пояснительной записке к проекту приказа не приведены аналитические данные, обосновывающие необходимость внесения предлагаемых поправок, также ‎не содержится никаких статистических сведений, которые позволяют сделать вывод, что предлагаемые поправки действительно окажут положительное влияние ‎на безопасность дорожного движения.

‎Учитывая изложенное, проект приказа требует доработки в части предоставления обосновывающих материалов.

Комиссаров Михаил Григорьевич пишет:

Исследование всем без исключения крови на CDT приведет:

‎- к резкому удорожанию осмотра нарколога;

‎- резкому увеличению очередей, т.к. очередь надо будет отстоять как минимум 4 раза: в регистратуру, для сдачи мочи на ПАВ, для сдачи крови на CDT, к наркологу для интерпретации результатов. Причем к наркологу придется приходить еще раз в другой день, т.к. исследование на CDT за один день не проводится.

‎- как следствие – резкому увеличению недовольства населения, жалоб в руководящие органы от медицины и прочие инстанции.

‎Предложение: оставить прежние варианты.

Но все разумные предложения специалистов были встречены “в штыки” разработчиком приказа со ссылкой на поручение Президента России и протокол совещания в Ижевске, которое было проведено Секретарем Совета Безопасности.

Президент России свое отношение к этому приказу Минздрава уже выразил, назвав его “чушью”.

Думается, что Совет Безопасности России также разберется, как такой документ мог быть принят, да еще с таким обоснованием.