Как советское правительство во главе с Н.С.Хрущёвым спасло американский автопром


Как советское правительство во главе с Н.С.Хрущёвым спасло американский автопром

Легендарный советский автомобиль “Победа” серийно начал выпускаться в 1946 году. Работы над этой машиной были начаты в 1942 году, когда шли ожесточенные сражения под Сталинградом и до победы было еще три года. Появление этой машины вызвало потрясение у автомобилестроителей всего мира, настолько передовыми были заложенные в нее технические решения.

👁613

Легендарный советский автомобиль “Победа” серийно начал выпускаться в 1946 году. Работы над этой машиной были начаты в 1942 году, когда шли ожесточенные сражения под Сталинградом и до победы было еще три года.

Появление этой машины вызвало потрясение у автомобилестроителей всего мира, настолько передовыми были заложенные в нее технические решения.

Лишь в 1947 году американская Kaiser перешла на концепт советской “Победы”, английский “Standard” - в 1948 году, американские Hudson и Packard - тоже в 1948 году, а Nash, Ford и Chevrolet - в 1949 году. Этот переход оценивался в те годы как революционный и сопровождался активной рекламной кампанией. Только о том, что идеи были скопированы с советской “Победы” реклама скромно умалчивала. Об этом пишет Валерий Пякин в своей книге “О мире кривых зеркал” (Записки о “реальной” политике как проявлении глобальной политики и концептуальной власти) Валерий Пякин (2-е изд., М: Фонд концептуальных технологий, 2019, с. 46-54).

В Польше в 1951 году по лицензии был налажен выпуск “Победы” под маркой “Warszawa”, и это продолжалось до 1973 года.

В 1954 году был начат выпуск нового советского автомобиля ГАЗ М-21 “Волга”. Это настолько передовая машина для того времени, что Запад реально встал перед угрозой уступить СССР свое доминирование на западном авторынке.

Правда и у американцев в это время уже шли ходовые испытания автомобиля “Форд Мэйнлайн” со схожими параметрами. Поэтому американскими спецслужбами было сделано все, чтобы не допустить советские автомобили на международную промышленную выставку в Брюсселе “Экспо-58”. Но накануне выставки было доказано, что это не лицензионные машины, а оригинальные отечественные разработки, к которым “Форд” и “Паккард” не имеют никакого отношения.

В это время заголовки бельгийских газет кричали “Русские танки на улицах Брюсселя!”

Оказывается, накануне выставки случилось ДТП: новый русский автомобиль “Волга” столкнулся с трамваем и перевернул его. После этого за мощь, элегантность и стильность “Волгу” ГАЗ-21 называли “танком во фраке”.

Но СССР привез на выставку и другие машины - роскошные лимузины ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 “Чайка”, а также бюджетный Москвич-402. И поглядеть на эти чудеса техники собирались тысячи бельгийцев.

В мае 1959 года прошла советская выставка в Нью-Йорке. Посетившие ее американцы смогли лично убедиться, что советские машины ни в чем не уступают американским, а купить их можно было за $1741 за штуку. А если осуществить предоплату в Горьком (ныне - Нижний Новгород), то “Волгу” можно было купить в два раза дешевле.

И если бы “Волги” начали продаваться на западных рынках, то американский автопром ждал полный крах.

Но в 1958 году советский лидер Н.С.Хрущев взял советский автопром под свой личный контроль. В результате была выработана такая система согласований при внесении малейших изменений в конструкцию, что эта процедура затягивалась на несколько лет.

А в США в это время аналогичный вопрос решался за один день.

В результате такого контроля со стороны Н.С.Хрущева было выпущено всего 700 автомобилей “Волга” ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач, хотя в самом начале производства автомобиля планировать начать серийный выпуск и этой модификации.

Была разработана еще одна модификация “Волга” ГАЗ-23, которая внешне не отличалась от ГАЗ-21, но имела гораздо более мощные технические характеристики. Эта машина была выпущена в количестве 600 штук и только для использования в структуре КГБ СССР.

А следующую модель “Волгу” ГАЗ-24 разрабатывали целых 8 лет - в три раза дольше чем ГАЗ-21!

В результате ГАЗ стал терять рынки сбыта. Показателем пример того, как это происходило в Финляндии, где советские “Волги” любили и хорошо покупали.

Но в 1964 году в Кремле решили, что нужно усиленно рекламировать новую модель ГАЗ-24, но эта машина стала сходить с конвейера лишь в 1970 году. Понятно, что скандинавы не могли ждать столько лет, и рынок был заполнен западными автомобилями.

И вот всего за семь лет после триумфа советских “Волги” и “Чайки” на “Экспо-58” советский автопром благодаря усилиям советского руководства был уже в таком кризисе, что к 1985 году уже стала популярной поговорка о том, что “во всем мире машины делают для людей, а в СССР - для шоферов”.