Могут ли протесты в России перерасти в гражданскую войну


Могут ли протесты в России перерасти в гражданскую войну

Гражданского конфликта не предвидится, если под этим подразумевать революцию или бунт, направленный на снос действующей власти. Причина в том, что нет необходимой массы людей, которым "уже нечего терять кроме своих цепей"

👁699

Через неделю после первых акций, организованных штабом Навального, по стране прошла вторая волна протестов. Хотя после первой акции было задержано более 4 тысяч человек и возбуждено 15 уголовных дел, протестующие все равно вышли на улицу.

Конечно, их значительно меньше, чем рассчитывали организаторы акций. Однако ясно, что в стране существуют заметное ядро недовольных, которых трудно запугать угрозой силовых методов.

Резонным становится вопрос о возможности перерастания протестов в масштабный гражданский конфликт.

Ответ простой – нет. Гражданского конфликта не предвидится, если под этим подразумевать революцию или бунт, направленный на снос действующей власти. Напомню мысль классика – движущая сила революции есть пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей. А приобрести он может весь мир.

Среди протестантов не было заметно сирых и обездоленных. По любым соцопросам подавляющему большинству, условному среднему классу есть что терять. А приобрести они могут – и уже приобретают - массу неприятностей.

Аналогично и некоторая часть молодежи. Ее революционный энтузиазм, как правило, быстро проходит после трех часов в обезьяннике, после которого маячит армия.

Показательно, что несмотря на 90 миллионов просмотров, киноэпопея про «дворец Путина» не вызвала вулканического взрыва негодования. Дело не только в том, что фильм неубедителен. Все-таки 30 лет рыночной экономики у граждан сформировалось убеждение, что элита имеет право на высокий уровень жизни.

Кроме того, российские граждане приобрели иммунитет к разоблачениям борцов с коррупцией. Именно с этой платформы начинал Борис Ельцин. В итоге великая страна раскололась на враждующие части, граждане познали неисчислимые беды и страдания, а социальное неравенство достигло немыслимых при Советском Союзе размеров.

К тому же перед глазами пример ближайшего соседа и родственника, где пулеметными очередями под лозунгами борьбы с коррупционерами один

Майдан сменяется новым. Но приводит это только к тому, что Украина теряет культурную идентичность и нищает, а коррупционеры сменяют друг друга, как тузы в карточной колоде.

Более того, под влиянием громких лозунгов, десятилетиями гремевших из каждого утюга и уводивших общество к обманчивым миражам, у российских граждан сформировалось стойкая аллергия на красивые слова.

Сторонников великих потрясений ради далекого и светлого будущего в нашей стране слишком мало.

Поскольку наиболее полное отражение

русская действительность находит в русской литературе, стоит напомнить жесткое наблюдение Виктора Пелевина: «Какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами провокатор. Потому что если бы человек не был провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил».

Масштабный гражданский конфликт по этим причинам, повторю кажется маловероятным.

Максимум, что может случиться, – протестную энергию, многократно растиражированную в СМИ и соцсетях по технлогиям Шарпа, могут использовать для провокации «дворцового переворота», после которого которой какая- то из «башен Кремля» и обихаживающая её олигархическая группировка станет бенефициаром возможного передела собственности.

Тем не менее, если власть ограничится лишь силовыми зачистками буйных зачинщиков и задержанием организаторов незаконных акций, протесты на фоне ухудшения социальной обстановки, могут расшириться.

Первое. Процессы над коррупционерами, которые из-за пандемии были отложены в долгий ящик, могли бы на время выпустить пар из бочки.

Второе. Куда важнее внятная экономическая программа, адресованная среднему классу.

Власти необходимо направить обывателям и просто консерваторам внятный и рациональный месседж об ориентирах развития, которое позволило бы с надеждой смотреть в завтрашний день. Пока, судя по опросам социологов, в стране преобладает уныние и ожидание дальнейшего упадка.

Третье. Протестные акции показали, что в стране сформировался запрос на социальную справедливость.

Сергей Лесков, политический обозреватель ОТР – специально для Незыгаря - https://t.me/russica2/35893