Взаимодействие рыноч­ных и раздаточных отношений в рамках одного институ­ционального цикла


Взаимодействие рыноч­ных и раздаточных отношений в рамках одного институ­ционального цикла

Институциональный цикл раздаточной экономики подразделяется на основной и переходный периоды. В свою очередь основной период имеет фазы подъема, стабильного функционирования и кризиса. Исследование роли идей и идеологий на разных этапах развития раздаточной экономики России имеет не только научный, но и прак­тический интерес

👁373

Формы институтов раздаточной экономики совер­шенствуются для решения тех задач, которые стоят в ка­ждый исторический момент времени перед обществом.

Уровень политического насилия не зависит от типа экономической системы, а зависит от уровня общего циви­лизованного развития той или иной страны. Движение по оси «насильственные формы управления - ненасиль­ственные» самостоятельное, как бы параллельное оси развития институтов раздаточной экономики.

Институциональный цикл раздаточной экономики подразделяется на основной и переходный периоды. В свою очередь основной период имеет фазы подъема, стабильного функционирования и кризиса. Выяснение причин возникновения кризиса является составной ча­стью исследования. Кризис институциональной системы раздаточной, экономики возникает при непропорцио­нальном увеличении институциональных издержек или издержек по управлению экономической системой в це­лом. Диспропорции между производительными и управ­ленческими издержками влияют на снижение трудовой мотивации и в целом приводят к неэффективности вос­производственного процесса.

Поскольку «чистых» экономик не существует, в каждом типе присутствует определенная доля отношений из «про­тивоположной» системы, т.е. в рыночных - раздаточные, а в раздаточных - рыночные. Технология их сосуществова­ния - один из интереснейших исследовательских вопросов. Для раздаточных экономик взаимодействие рыноч­ных и раздаточных отношений в рамках одного институ­ционального цикла выгладит следующим образом.

- В переходный период рыночная среда накладывает­ся на кризисные институты раздаточной экономики, она довлеет, диктует свои правила, но при соприкосновении с раздаточной средой претерпевает модификации, иска­жающие ее сущность. К концу этого периода раздаточная среда вытягивает для себя полезные элементы из рыноч­ной среды и начинает ощущать в себе потенцию к вос­становлению. Искаженная рыночная среда не приводит к экономическому подъему и компрометирует себя.

- На стадии восстановления оплодотворенная разда­точная среда начинает оживать, расширять свои грани­цы, подминая под себя уже совсем выхолощенные ры­ночные формы. Пример - нэп, идеология этого перио­да - усиление государственного вмешательства в рыноч­ную экономику. Борьба «кто кого?» решается в пользу об­новленной раздаточной институциональной среды.

- На стадии функционирования раздаточная среда ставит под свой контроль фрагментарные рыночные формы и таким образом обеспечивает устойчивое функ­ционирование всей системы.

- На стадии кризиса раздаточная среда устаревает, теряет эластичность, институциональные пробелы за­полняют стихийные формы рыночных отношений, ко­торые имеют самый широкий спектр от криминальных и полулегальных до неразрешаемых, но и незапрещаемых.

Исследование роли идей и идеологий в раздаточной экономике России имеет не только научный, но и прак­тический интерес. В каждом цикле развития раздаточно­го хозяйства была своя форма существования нацио­нальной идеи: от православия до научного коммунизма.

Национальная идея являлась элементом служебного тру­да, который опирался в значительной мере на моральные стимулы. В настоящее время «ищется» новая националь­ная идея. Важно понять, что национальные идеи берут свои корни в глубочайших философских, теоретических

и религиозных системах. В качестве современной на­циональной идеи в России может (и будет) выступать теория, объясняющая природу российского общества и закономерности его развития, а также указывающая пер­спективу. Подобно тому как рыночная парадигма являет­ся элементом западной самоидентификации, новая тео­рия ляжет в основу формирования комплекса идей, объе­диняющих российский народ и направляющих его уси­лия в единое конструктивное русло.

Идеи и идеологии формируют субъективные мен­тальные конструкции, с помощью которых индивиды

интерпретируют окружающий мир. Они создаются или обновляются в раздаточной экономике тогда, когда тре­буется новый импульс для ее развития. Когда существую­щая идеология тормозит развитие раздаточной эконо­мики, она отбрасывается и начинается формирование новой. Так было с социалистической идеологией, кото­рая помогла на определенном этапе становлению разда­точной экономики, но как только стала реальным тормозом развития, была отброшена.

Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 35-37.