Ответы Владимира Путина на вопросы участников форума "Россия вперед!"


Ответы Владимира Путина на вопросы участников форума "Россия вперед!"

Владимир Путин уже 12 раз принял участие в международном форуме инвесторов со всего мира "Россия вперед!". Аудитория участников форума в основном иностранная, сессия транслировалась на 70 государств мира по интернету. Это мероприятие имеет в этом году особую значимость в связи с глобальным кризисом, в условиях которого экономика России становится особенно привлекательной для инвестирования

👁686

А.Костин: Уважаемый Владимир Владимирович!

Прежде всего спасибо за Ваше участие, за содержательное выступление. Вы уже в 12-й раз выступаете на нашем форуме бессменно. Это то, что прежде всего, конечно, привлекает инвесторов со всего мира к нашему форуму.

Вы уже сказали о том, что этот форум проходит в необычной обстановке, хотя постепенно мы к этой необычной обстановке привыкаем. Мы действительно долго сомневались, проводить ли этот форум в этом году, потому что хорошо известно, что большинство форумов и в России, и за рубежом в этом году отменялись по понятным причинам.

Но инвесторы – народ нетерпеливый и рассматривают кризис не только как время считать убытки, но и как время для удачных инвестиций, потому что период кризиса обычно – время, когда действительно вложения становятся дешевле, а перспектива их роста, наверное, более очевидна. Поэтому мы всё-таки пошли на определённый риск, решили провести этот форум в том режиме, в котором сейчас проводят. Но есть, наверное, свои преимущества, потому что с помощью наших партнёров, средств массовой информации России и международных, мировых агентств сегодня наша сессия транслируется на 70 государств мира по интернету. Практически все желающие, кто хочет услышать и увидеть, а таких наверняка будут сотни тысяч, если не миллионы, то они такую возможность будут иметь.

Поэтому, если вы не возражаете, то по нашей сложившейся традиции мы переходим к вопросам и ответам. Современные технологии, надеюсь, позволят, чтобы инвесторы, которые хотят задать вопросы, из разных государств, из разных мест могли это сделать. У меня только большая просьба, коллеги, к вам – представляться, как вас зовут и какие вы представляете финансовые организации, откуда вы вещаете, из какой страны, какую страну вы представляете.

Давайте начнём нашу дискуссию. Пожалуйста.

Я.Арнополин: Добрый день, господин Президент!

Меня зовут Яков Арнополин, из инвестиционного фонда PIMCO в Лондоне.

Владимир Владимирович, к Вам следующий вопрос. Заметили, что темы роста российской экономики за последние пять лет снизились на фоне демографических проблем, ослабления притока мигрантов и по-прежнему сравнительно низкого уровня прямых иностранных инвестиций. Дополнительные расходы на борьбу с вирусом могут стать причиной переноса реализации национальных проектов на более поздний срок. Соответственно, какие меры рассматривает Россия для достижения более высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе?

В.Путин: Это, по большому счёту, ключевой вопрос, мы с этого начали. Я не претендую сейчас на совсем уж развёрнутый ответ, потому что он потребует много времени. Но хотел бы заметить, что спад экономики наблюдается не только в России, а во всём мире, во всей мировой экономике. В российской экономике этот спад, как известно, ниже, чем в экономиках других стран, в том числе в так называемых развитых экономиках.

За II квартал текущего года у нас минус 8 процентов было, в США, по-моему, 9, в еврозоне, по-моему, до 17 доходит: 14,7, и в некоторых странах до 17 и больше. Так что здесь нет ничего необычного, мы находимся в мировом тренде. Повторяю, даже несколько лучше выглядим, чем другие страны.

Правда, когда иностранные аналитики анализируют ситуацию, говорят, что это связано прежде всего со структурой российской экономики и у нас меньше пострадали те отрасли, которые являются флагманами развития нашей экономики. Я не думаю, что это так, потому что спад, скажем, на энергоносители (а мы знаем роль и значение энергокомпаний в нашей экономике) все-таки очень значительный. Тем не менее в целом показатель неплохой. Связано это прежде всего с достаточно устойчивой ситуацией в сфере макроэкономической политики последних лет.

Я обращаю ваше внимание на то, что Центральный банк перешёл к плавающему курсу рубля несколько лет назад. Это позволяет нам смягчать всё, что происходит на мировых рынках, в том числе на рынках энергоносителей. Мы, таким образом, в значительной степени, не полностью пока, но в значительной степени, что называется, отстегнули нашу экономику, её важнейшие показатели от колебаний цен на мировых рынках, потому что ввели ещё и Бюджетное правило и строго его соблюдаем. Мы сохранили и даже преумножили наши резервы в результате как раз этого решения по Бюджетному правилу.

На сегодняшний день у нас золотовалютные резервы, на середину октября, – 585 миллиардов долларов. ФНБ в долларовом исчислении, выражении, – где-то примерно 176 миллиардов. При этом мы остаёмся в рамках целевых показателей по инфляции – где-то в районе 4 процентов. У нас одна из наименьших в мире долговых нагрузок по государственному долгу – где-то в районе 3 процентов всего, а совокупный долг – в районе 17 процентов. Всё это даёт нам возможность чувствовать себя уверенно, в том числе развивать и строить планы по развитию российской экономики.

Безусловно, одним из важнейших факторов, Вы сейчас об этом сказали, является привлечение инвестиций, не только прямых иностранных, а инвестиций вообще. Мы исходим из того и рассчитываем, что те макроэкономические условия, о которых я сейчас сказал, они будут хорошим ориентиром для наших потенциальных партнёров.

Я вот на что хотел бы обратить ещё внимание. Проведённые не нами, а международными институтами опросы наших партнёров и вообще зарубежных инвесторов показали, что никто не отказывается от работы на российском рынке, а наоборот (сейчас не готов привести конкретные цифры, они есть в открытом доступе), количество тех компаний, которые планируют работать на российском рынке, увеличивается. Мы всячески будем стремиться к тому, чтобы создавать условия для всех наших инвесторов – и для отечественных, и для зарубежных. Мы тоже хорошо знаем, что основные инвесторы у нас откуда? Это Кипр, Нидерланды и так далее, это реинвестиции в наш российский капитал. И тоже хорошо. Мы не жалеем о том, что у нас свободное движение капиталов, мы его не ограничиваем и не собираемся ограничивать, это наша принципиальная позиция, так было и в период кризиса 2008–2009 годов, так и есть в условиях кризисных явлений, связанных с пандемией. Но и это тоже вызывает, надеюсь, доверие к российской экономике и к российской экономической политике, о чём свидетельствует и возврат капиталов уже в виде иностранных инвестиций.

Так что всё это настраивает нас в целом, несмотря на известные угрозы, на оптимистический лад. Смотрите, спад экономики у нас будет, конечно, но он будет значительно меньше, чем в других странах. Это будет где-то в пределах примерно 4 процентов в этом году, в следующем году мы планируем минус 4,2, не планируем, а ориентиры такие, а через год уже будет явный рост, в том числе будет и рост профицита. Я сейчас называл вам цифры, это дефицит и потом последующий профицит бюджета. В этом году где-то будет у нас 4,4 дефицит бюджета, в следующем году – 2,4, мы считаем, примерно, а в следующем году будет профицит где-то 1 процент. И, соответственно, рост экономики будет восстанавливаться в эти же сроки. В целом я скорее настроен оптимистично, чем пессимистично, и рассчитываю, что наши потенциальные партнёры это оценят.

Очень важным здесь является фактор, о котором Вы тоже упомянули, – достижение целей в рамках национальных проектов. Какие-то элементы мы действительно смещаем, как у нас говорят, вправо немножко по графику, но эти цели не отменяются. Более того, в тех проектах, которые Вы назвали, а именно в инфраструктурных проектах, а это имеется в виду строительство новых возможностей в рамках железнодорожных проектов, автомобильных дорог, они увеличиваются. В целом в этом году у нас плюсом ушло свыше 80 миллиардов рублей. Здесь ряд крупных инвестиционных проектов мы как планировали, так и будем реализовывать, причём, надеюсь, даже в некоторых случаях в сроки более ранние, чем планировалось до сих пор.

Если я ответил на Ваш вопрос, я буду очень рад.

А.Костин: Владимир Владимирович, если можно, добавочный вопрос.

В нашем экспертном сообществе активно дискутируется тема, может ли государство увеличить расходы на инвестиции. Даже такой ярый в прошлом сторонник экономии денег, как Алексей Кудрин, недавно в своём юбилейном интервью сказал, что надо и можно за счёт увеличения госдолга и за счёт более активного использования ФНБ.

Действительно, Вы назвали цифру госдолга 17 процентов, он один из самых низких в мире. По методике Международного валютного фонда, до 40 процентов долга считается в принципе приемлемым уровнем, который не является опасным. Не проводим ли мы слишком консервативную политику в этой области? Не могли бы мы всё-таки увеличить расходы именно на инвестиционные проекты в данном случае за счёт увеличения долга и, может быть, более всё-таки активного раскассирования Фонда национального благосостояния, который мы вроде на чёрный день храним, наступает вроде и время тратить его, наверное? Нет?

В.Путин: Вы спросили, могли бы мы увеличить расходы. Ответ положительный: могли бы. Вторая часть этого вопроса, которая не прозвучала, – нужно это делать сейчас или нет. Я Вам скажу, что мы это делаем. Это меры поддержки, о которых я много раз уже говорил и о которых, наверное, сегодня ещё пойдёт речь. Прежде всего это связано с поддержкой отдельных отраслей, с поддержкой граждан Российской Федерации, наших семей, прежде всего семей с детьми. Откуда эти деньги взялись? Они как раз из резервных фондов. Тот дефицит бюджета, который у нас есть, где-то в районе, по-моему, 3,9 процента будет по году. Почему он такой умеренный? Потому что мы используем наши резервные фонды, в том числе ФНБ.

Надо ли больше этого делать? Это вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя в лице Правительства, Центрального банка, я внимательно за этим наблюдаю, мы вместе с коллегами корректируем наши действия. Раздувать расходы необоснованно – это значит сталкиваться с теми рисками, которые мы можем не просчитать.

Я только что говорил о строительном секторе. Да, мы понизили ставку по ипотеке до 6,5 процента. Рекордный за всю историю приток средств в строительную отрасль и рекордное количество взятых ипотечных кредитов гражданами. Но я упомянул и о рисках, рост цен, он возможен, мы должны за этим внимательно наблюдать. Так же и в других отраслях. Можно деньги вкачать, а потом возросшие цены и инфляция съедят все наши благие пожелания. Поэтому надо быть здесь очень аккуратными. Мы так до сих пор и действовали.

А.Костин: Спасибо большое.

Коллеги, пожалуйста, кто следующий? Пожалуйста.

К.Назли (как переведено): Добрый день, господин Президент! Благодарю за комментарии.

Меня зовут Каан Назли, я старший экономист и портфельный управляющий из Нидерландов.

Вопрос будет касаться национальных проектов и инфраструктуры. Вы подчеркнули, что эти проекты реализуются уже давно, с 2018 года, они важная часть экономического роста за последние два года.

Сегодня в связи коронавирусом, который меняет динамику во всём мире, я хотел бы задать вопрос: может быть, акценты сместились в рамках этих проектов? Может быть, больше внимания уделяется социальному неравенству, которое возникло из-за пандемии? Или проблемы изменения климата – это ещё один риск. Очень был бы рад Вашим комментариям по этому вопросу.

Спасибо.

В.Путин: Вы сказали о национальных проектах ещё раз, об инфраструктурных проектах в частности, и о возможном смещении акцентов в направлении смягчения проблем, связанных с социальным неравенством, с борьбой за сохранение окружающей среды. Безусловно, социальное неравенство, борьба с бедностью являются ключевыми задачами Правительства Российской Федерации и всего государства российского, это очевидная вещь, может быть, мы об этом ещё поговорим сегодня позднее. То же самое касается наших целей в сфере окружающей среды. Для нас это очень важно, для России, имея в виду, что 70 процентов территории Российской Федерации находится в северных широтах, значительная её часть, 60 процентов, – вообще за Полярным кругом. Там у нас люди живут, дома, производства, инфраструктура, которая может пострадать, в случае (я уже говорил об этом публично и совсем недавно) если будет таять – а она тает и будет продолжать таять – вечная мерзлота. Это для нас очень серьёзный вызов, и, конечно, мы будем уделять этому внимание. И, безусловно, будем сотрудничать с нашими партнёрами, в том числе в рамках Парижского соглашения, мы будем стремиться к тому, чтобы исполнить все свои обязательства. Я об этом тоже готов поподробнее потом рассказать.

Но это совсем не значит, что мы отказываемся от крупных проектов в рамках национальных целей развития. Это не в последнюю очередь, а может быть, даже в первую очередь касается инфраструктуры. Мы не отменяем все наши инфраструктурные планы, наоборот, некоторые даже сдвигаем, я надеюсь, что нам удастся даже влево сдвинуть, то есть осуществить эти крупные мероприятия даже раньше намеченных сроков. Я уже говорил, что мы, например, выделили в этом году дополнительно в общей сложности более 80 миллиардов рублей на эти цели. Мы будем и дальше реализовывать эти проекты.

Какие они? Они тоже хорошо известны, но я повторю их, пожалуйста. Это развитие так называемого Восточного полигона, возможности для БАМа (Байкало-Амурской магистрали), для Транссиба, для того чтобы предприниматели, которые планируют вкладывать свои деньги в разработку определённых месторождений, имели возможность вывезти эту продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, на перспективные, растущие рынки. Это, безусловно, развитие железнодорожной инфраструктуры и подъездов к Чёрному морю, к Азово-Черноморскому бассейну. Это развитие железнодорожной инфраструктуры в Центральном федеральном округе, в целом центрального транспортного узла. Это строительство новой автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, чтобы нам соединить эту магистраль, о чём мы договорились вместе с нашими казахстанскими и китайскими партнёрами.

Это крупнейшие, что в голову пришло сразу, я вам сказал. Но мы не ограничиваемся только этими проектами. Например, развитие транспортной инфраструктуры вокруг наших крупных городов-миллионников, вокруг Екатеринбурга, Краснодара и других крупных городов, – это тоже входит в наши планы инфраструктурного развития, имея в виду необходимость «сшивать» всю территорию Российской Федерации. Это касается морских портов, аэропортов и так далее. Всё это не откладывается, всё это будет реализовано.

А.Костин: Про один акцент, если можно, вопрос. За последний год наш банк привлёк порядка 850 миллиардов рублей в виде инвестиций для участия в концессиях, частных концессиях, в том числе платные дороги, аэропорты и так далее. Достаточно, мне кажется, успешный был опыт, и он в России развивался. Но сейчас мы видим, что Правительство несколько акцент хочет сместить и больше заменить частные концессии на концессии государственных предприятий, выпускающих инфраструктурные облигации. Например, «Автодор» получает концессию, поднимает облигации. Это, с одной стороны, привлечёт портфельных инвесторов, возможно, которые заинтересованы в такого рода облигациях, но, я думаю, лишит нас другой части инвесторов, которые предпочитают вкладывать напрямую в концессии. А у нас такие есть, в Пулковском аэропорту, арабские инвесторы и китайские, в платных дорогах европейцы есть. Как Вы считаете, всё-таки частные концессии имеют право на жизнь в России и будут ли они поддерживаться государством?

В.Путин: Конечно. Но главная-то наша цель – привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных частных инвестиций. Здесь первый выступающий об этом упоминал, и я подтверждаю. Ещё раз, мы будем стремиться к тому, чтобы обеспечить их не безубыточное, а привлекательное участие в нашей экономике.

Когда мы говорим об инфраструктурных облигациях крупных наших компаний, имея в виду положительный опыт, скажем, той же самой компании «РЖД», которая выпустила бессрочные «вечные» облигации, люди с удовольствием вкладывают в эти инструменты свои деньги. И правильно делают, потому что это гарантировано государством, это крупнейшая компания, без эффективной работы которой невозможно себе представить, во всяком случае в нашей стране, эффективную, жизнеспособную деятельность всей экономики, это правильно. Но это совсем не исключает необходимости привлечения частных инвестиций, в том числе в инфраструктуру. А мы так и делаем.

Вы упомянули некоторых иностранных инвесторов. РФПИ работает активно, допустим, с нашими инвесторами из арабского мира. Я уже говорил об этом, хочу ещё раз повторить, уровень доверия к деятельности РФПИ, в том числе по этому направлению инвестиционной деятельности, достаточно высокий. Некоторые приняли решение автоматически вкладывать свои деньги в наши проекты, в которые вкладывает деньги РФПИ, до 10 процентов, сразу, автоматом. Поэтому ничего здесь не отменяется, наоборот, мы всячески будем стремиться к тому, чтобы сохранить интерес к такой работе.

Если Вы видите, что здесь есть какие-то вещи, которые требуют дополнительной настройки, скажите мне, пожалуйста, мы с коллегами это обязательно обсудим. У нас бывший министр экономики и мой бывший помощник по экономическим вопросам на связи, сегодня он Первый заместитель Председателя Правительства. Андрей Рэмович, можете что-то добавить?

А.Белоусов: Единственное, что никакие ограничения на уже существующие инструменты и институты не планируются. Более того, мы развиваем сейчас достаточно широкий спектр новых инструментов, в которых, конечно, роль банков будет ключевая, потому что они будут, собственно, эти новые инструменты выкупать.

И если уж говорить об инвестиционных инструментах, то наряду с «вечными» облигациями у нас сейчас запускаются «зелёные» облигации, которыми, мы предполагаем, будут финансироваться инвестиции в экологические проекты. Если я не ошибаюсь, пять траншей выпуска этих облигаций уже сейчас находятся на бирже. Мы сейчас прорабатываем вопрос субсидирования купонного дохода, поддержки этих облигаций со стороны государства. Параллельно с этим запускается ещё целый ряд инструментов, которые дадут возможность инвесторам снижать свои риски и стоимость инвестиций.

Важнейший из этих инструментов (действительно то, что Вы, Владимир Владимирович, упомянули) – это Соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Снижение рисков означает снижение стоимости заёмных денег, это очень важно, в этом смысл, собственно, инструмента СЗПК. Мы сейчас наращиваем применение такого инструмента, как специнвестконтракты, которые, кстати, вызывают очень большой интерес у инвесторов, в том числе у зарубежных инвесторов для локализации здесь производства, и целый ряд других.

Поэтому всё, что касается инструментов и взаимодействия государства и частного бизнеса и поддержки частных инвесторов, мы здесь только наращиваем.

А что касается вложения в инфраструктуру, я могу просто сказать, цифры говорят сами за себя. У нас комплексный план, о котором говорилось, кроме названных проектов там у нас ещё и Севморпуть присутствует, и ряд других проектов, там всего девять проектов. Если в этом году мы тратим на него 365 миллиардов рублей из источников государственных денег, и денег прежде всего государственных компаний, то через год, в 2022 году, эта цифра вырастает до 562 миллиардов рублей, а к 2023 году это почти 600 миллиардов рублей. А всего с 2019 года это почти 3 триллиона рублей. Это огромные деньги, такие деньги никогда в инфраструктуру до сих пор у нас не вкладывались. Это кроме автомобильных дорог, которые мы сейчас выносим, что называется, в отдельное делопроизводство.

Спасибо.

В.Путин: Я хочу напомнить то, о чём сказал сейчас Андрей Рэмович, это инвестиционные соглашения, я об этом сказал и в своём вступительном слове, уже достаточно большое количество их подписано, на 900 миллиардов, по-моему, в общей сложности. Здесь самое главное, то, что берёт на себя государство, – неизменность условий реализации контракта на весь период его реализации и развитие инфраструктуры под эти проекты. Но я рассчитываю на то, что и наши партнёры, бизнес-партнёры, частные инвесторы будут выполнять, со своей стороны, взятые на себя обязательства.

А что касается СПИКов (специнвестконтрактов), действительно, это очень интересный инструмент не только для отечественных, но и для иностранных наших партнёров. Знаю об этом не понаслышке, много раз слышал и принимал участие в дискуссиях с нашими инопартнёрами по разным аспектам этих СПИКов. Но в целом мы приспосабливаем этот инструмент таким образом, чтобы он, безусловно, отвечал интересам развития, причём долгосрочного развития, российской экономики, реального сектора российской экономики и наших иностранных партнёров.

А.Костин: Спасибо, коллеги. Давайте дальше, идём дальше. Кто следующий? Пожалуйста.

Ф.Хофманн (как переведено): Добрый день!

Меня зовут Феликс Хофманн, я представляю Deka Investment во Франкфурте.

В России были реализованы фискальные и монетарные меры стимулирования, как и по всему миру. Как Вы можете обеспечить, что эти меры поддержат малый и средний бизнес, который напрямую пострадал от пандемии, а не крупные компании? Потому что, например, низкие процентные ставки как раз сейчас существуют, мы это видим.

В.Путин: Феликс, если можно попросить, повторите, пожалуйста, о каких мерах поддержки, используемых более широко во всём мире, Вы сейчас сказали? Какие, как Вы их назвали?

Ф.Хофманн: Позвольте мне повторить ещё раз вопрос. Были реализованы меры фискального и монетарного стимулирования в России, как и во многих других странах мира. Как власти могут обеспечить, чтобы эти меры поддерживали преимущественно малый и средний бизнес, который напрямую пострадал от пандемии, а не крупные компании? Например, от снижения процентных ставок выигрывают в основном крупные корпорации, например, мы видим это на европейском пространстве.

В.Путин: Что касается малого и среднего бизнеса, то значительная часть всех мер поддержки, которые реализуются Правительством Российской Федерации, как раз находится в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Мы с этого и начали все наши меры поддержки. Правда, они были довольно тесно увязаны с определёнными требованиями к представителям бизнеса, и главное здесь – это сохранение рабочих мест и уровня доходов своих работников. Я сейчас не буду перечислять все эти меры поддержки, их много, они все находятся в открытом доступе. Это и льготные кредиты для поддержания количества рабочих мест, это безвозмездные гранты на эти цели, это смещение вправо выплаты по налогам, и сейчас только что предложил дополнительные меры, связанные с продлением этого каникулярного периода. Это отмена избыточного давления со стороны административных органов, и я сейчас тоже предложил продлить этот срок отмены проверочных мероприятий ещё на достаточно длительный период, на следующий год. Поэтому здесь целый пакет, большой пакет поддержки, который прежде всего рассчитан был на малый и средний бизнес.

И только вторым шагом мы заявили и реализовали меры поддержки крупных предприятий, прежде всего в перерабатывающих отраслях производства. Мы и дальше намерены это делать, обязательно будем это всё таргетировать, будем самым внимательным образом к этому относиться.

Мы видим, что в целом, как я уже сказал, мы действуем весьма эффективно, но видим в то же время, что далеко не до всех доходят эти меры поддержки в силу целого ряда причин. Правительство, в том числе по моему поручению, думает, готовит дальнейшие шаги в этой сфере. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Мы прекрасно видим, отдаём себе отчёт в том, что в сфере общественного питания, в сфере услуг, прежде всего в сфере услуг, бизнес и сегодня находится в достаточно сложном положении, и обязательно будем на это реагировать. Так же как, впрочем, и на ситуацию на крупных предприятиях.

Но малый бизнес, безусловно, находится в центре внимания. У нас сегодня там занято где-то 20 миллионов человек, это большое количество людей. Мы планируем, что через несколько лет в этой сфере экономики должно работать как минимум 25 миллионов человек, но, естественно, чтобы добиться этих ориентиров, добиться реализации этих целей, нужно действовать целевым образом. Мы так и будем делать дальше. Я уже не говорю о целом пакете мер поддержки, который и до пандемии был реализован, он и дальше будет реализовываться, будем только наращивать эти усилия.

А.Костин: Через призму банковской деятельности как раз видно, что меры государства действительно были точечно даже в большей степени сфокусированы на малом и среднем бизнесе, а крупные компании скорее больше даже договаривались с банками, например по каким-то условиям и так далее. А государство даже в первую очередь опекало именно средний и малый бизнес, и я думаю, результат тот, что в принципе очень многие компании выжили и сегодня развиваются.

В.Путин: Не случайно Андрей Леонидович сейчас сказал о роли банков, она действительно была очень существенной. И банкиры на нас сердились на первом этапе, говорили, что мы значительную часть этих мер поддержки малого и среднего бизнеса переложили на плечи банковской системы, имея в виду отсрочки платежей по полученным кредитам и некоторые другие инструменты, которые мы использовали. Но, как мы видим, всё-таки эти решения были оправданы и банковский сектор не пострадал, сохранил своих клиентов, когда перенёс платежи по этим кредитам, ранее взятым, субъектами малого и среднего предпринимательства, и сохранил, повторяю ещё раз, значительную часть своих клиентов.

А.Костин: Мы на Президента никогда не сердились, может, на кого-то ещё, на чиновников.

В.Путин: Ладно.Во всяком случае, я это хорошо знаю. Но, мне кажется, это все-таки было обоснованным, и повторяю еще раз, не нанесло никакого вреда банковскому сектору, но поддержало в то же время субъекты МСП.

А.Костин: Коллеги, поехали дальше. Кто следующий? Пожалуйста.

Д.Буше (как переведено): Добрый день, господин Президент!

Меня зовут Дэмиен Буше, я главный инвестиционный директор Finisterre Capital, Великобритания, Лондон.

Господин Президент, Россия быстро разработала и выпустила вакцину против коронавируса. Кажется, началась вторая волна пандемии. Последствия для России, видимо, будут такими же, как и для других стран.

Вопрос следующий: когда, Вы полагаете, начнется широкое распространение вакцины против коронавируса, так, чтобы российские граждане смогли почувствовать себя в большей безопасности? Кроме того, есть заинтересованность на экспортном рынке в вакцине. Какие страны могут стать первыми получателями вакцины?

Благодарю Вас.

В.Путин: Действительно, наши специалисты, ученые активно и, я бы сказал, в высшей степени эффективно прошли путь по созданию этих вакцин. Это говорит о том, что в России сохранены и развиваются соответствующие научные школы, созданные еще во времена Советского Союза. Можно только порадоваться, что нам удалось сохранить эти коллективы, их наработки, и они идут дальше.

Мы очень благодарны и Центру имени Гамалеи, и «Вектору» из Новосибирска. Действительно, это хорошие препараты. Главное заключается в том, чтобы они были безопасными и эффективными, и эти два требования обеспечены и в первом, и во втором случае: и в случае со «Спутник V», и в случае с векторовской вакциной. На подходе и третья вакцина.

Вопрос сейчас только в одном: обеспечить необходимый объем промышленного производства. Здесь есть определенные проблемы, связанные с наличием или отсутствием необходимого оборудования, «железа», что называется, для разворачивания массового производства.

В этой связи хотел бы сказать две вещи. Во-первых, прежде всего, мы должны будем обеспечить вакцинирование граждан Российской Федерации, наших людей, защитить их здоровье от этой опасной инфекции. Это первое.

Второе. Мы не просто не отказываемся, а мы с удовольствием будем и уже работаем на внешних рынках. Вы наверняка знаете, и я тоже об этом говорил, экспертами этот рынок оценивается, международный мировой рынок, примерно в 100 миллиардов долларов в годовом выражении.

Здесь мы готовы пойти вот по какому пути. Мы готовы и обеспечить продажу интеллектуальной собственности, и, что самое главное, готовы пойти на то, чтобы производить эту вакцину или эти вакцины на производственных площадках наших зарубежных партнеров, у них это оборудование есть. Не в ущерб, я хочу это подчеркнуть, вакцинации в самой России, поскольку мы еще должны приобрести или создать это оборудование, мы готовы работать с нашими инопартнерами.

Я хочу просто напомнить, что мы вообще готовы с нашими коллегами в научной сфере работать плотнее, чем это было до сих пор.

Знаем о том, что многие европейские страны уже заключили контракты на поставку вакцины из Великобритании. К сожалению, у коллег есть некоторые сбои. Они делают свою вакцину на основе аденовируса обезьяны, шимпанзе, а наши специалисты в Институте имени Гамалеи делают на основе аденовируса человека. Это является «ракетой-носителем», как говорят специалисты, для того чтобы доставить нужные компоненты в клетку живого организма человека. Действует это эффективно, слава богу, без сбоев. У нас нет ни одного серьезного сбоя в этой сфере.

Эффективно работает вакцина и «Вектора», и Института имени Гамалеи. Вопрос в налаживании массового производства. Уже во все регионы эта вакцина поступила. Надеюсь, что к массовой вакцинации мы сможем приступить в конце года.

Первым нашим партнером, который получил эту вакцину, является, как вы наверняка слышали, Белоруссия, с которой мы вместе работаем в рамках Союзного государства. Там работа с этой вакциной, насколько мне известно, идет успешно.

А.Костин: Спасибо.

Коллеги, давайте дальше пойдем. Кто хотел бы? Пожалуйста.

М.Вишневский (как переведено): Благодарю Вас.

Господин Президент, благодарю Вас за возможность выступить. Меня зовут Марцин Вишневский, я представляю Лондон, Великобританию, старший портфельный управляющий.

Вопрос о денежно-кредитной политике в России. Экономические чрезвычайные ситуации из-за коронавируса создали большое напряжение, и глобальное банки приняли более активные, агрессивные меры в отношении реагирования на подобные меры, и снизили до нуля ставки, и стали выкупать облигации государственные или другие ценные бумаги на рынках по процентной ставке, и изменили ключевые подходы к реализации режима таргетирования инфляции. И, в частности, ФРС США объявила о том, что переходит к таргетированию инфляции в среднем за период. Это значит, что за периодом, когда инфляция долгое время находилась ниже цели, должен следовать период, когда инфляция будет находиться выше цели, чтобы избежать потерь в экономическом росте.

Не считаете ли Вы, что такой подход оптимально применять и в России? Особенно с учетом того, что инфляция даже при значимом ослаблении рубля и действии других временных факторов сейчас находится ниже цели, и находилась в основном ниже цели, начиная с середины 2017 года, и банки будут более активны в поддержке восстановления экономического роста. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в нынешних условиях Центральный банк стал более активным, чтобы он реагировал на более необычную денежно-кредитную политику, на нетрадиционные инструменты денежно-кредитной политики, чем те, что существуют сегодня.

В.Путин: Я уверен, что многие Ваши коллеги в России не только внимательно слушали Ваш вопрос, но и внутренне аплодировали ему, поддерживали, потому что у нас так же, как и, наверное, в других странах, постоянно идет дискуссия по этим вопросам.

Что касается нетрадиционных методов регулирования. Вы знаете, мы с определенной осторожностью, но пониманием относимся вообще ко всяким нетрадиционным формам, в том числе нетрадиционным бракам. Я говорю «с пониманием», хочу, чтобы Вы обратили внимание на это слово тоже. С пониманием, но настороженно. Почему? Потому что я как глава государства должен заботиться о решении демографических проблем, а нетрадиционные браки, как известно, детей на свет не производят.

А в этой сфере, о которой Вы сказали, нетрадиционные методы регулирования, наверное, в известных случаях хороши. Подходят ли они для нашей экономики, и именно сегодня – это вопрос. И мы очень внимательно следим за тем, что происходит в некоторых странах, какие меры там принимаются, насколько эффективны эти меры. Действительно многие центральные банки скупают государственные, правительственные облигации. Мне недавно сказали, что ФРС, например, даже скупает долговые обязательства некоторых крупных американских компаний. Надо проверить, так это или нет. Но это, по нашему разумению, все-таки не главная функция регулятора на финансовом рынке, в том числе не главная функция Центрального банка Российской Федерации.

К чему это приводит? Во-первых, это востребовано там, где явный дефицит ресурсов для развития. Но к чему это приводит? Чили, допустим, или Польша, наш сосед, эти инструменты применяют, как известно. Но пока мы видим, негативных последствий нет, это правда, мы внимательно за этим смотрим. Но дефицит бюджета, скажем, в Польше, если мне память не изменяет, где-то под 10 процентов, у нас в два раза меньше. В следующем году будет ещё в два раза меньше – 2,4 процента. Ну да, дефицит будет 2,4. Но это в практическом плане что означает? Происходит скупка государственных облигаций Центральным банком, но это эмиссия, мы же понимаем, это просто эмиссия. Она к чему ведёт? К увеличению денежной массы, может привести к росту инфляции, мы к этому должны очень внимательно относиться.

У нас действительно в рамках целевых показателей находится инфляция, где-то в районе 4 процентов, но опасность такая, во всяком случае для нашей страны, существует. А если растёт инфляция, то, значит, растут цены. А нужно же обеспечивать социальные обязательства государства. Это что означает? Это означает, что дефицит бюджета будет дальше расти. Ну хорошо, в Европе есть строгая, казалось бы, но всё-таки добрая тётушка, к которой всегда можно обратиться за помощью. Вы понимаете, кого я имею в виду, Федеративную Республику. Нам не к кому идти с протянутой рукой. Вот в чём разница заключается.

Поэтому мы должны всё-таки придерживаться тех правил, которые позволили нам сохранить здоровую макроэкономическую ситуацию в стране за предыдущие годы, именно для того, чтобы уверенность наших партнёров, в том числе частных инвесторов, сегодняшних и будущих, в российскую экономику, чтобы сохранить в них уверенность в фундаментальных основах здорового развития российской экономики. Исходя из этого мы и будем действовать, будем строить свою политику в этой сфере.

Я ничего не исключаю, но на данный момент времени такой необходимости у нас нет.

А.Костин: Спасибо.

Переходим к следующему вопросу, коллеги. Пожалуйста.

Ж.Ногейра (как переведено): Доброе утро, господин Президент!

Меня зовут Жоаким Ногейра. Я старший портфельный управляющий, Лондон, Великобритания.

С начала вступления в срок Вы продемонстрировали желание развивать рыночные отношения, открытую экономику. Пример будет следующий. Программа приватизации. Мы участвовали в приватизации «Совкомфлота», и вопрос следующий. Какие отрасли будут открываться для частных инвестиций, а в каких Вы будете действовать более осторожно? Какие будут оставаться в руках государства?

В.Путин: Я так понял, что Вы принимали участие в первичном размещении «Совкомфлота». Хочу Вас за это поблагодарить. Действительно, я уже говорил, 42 миллиарда привлекли, и хочу ещё раз обратить внимание наших зрителей, слушателей на то, что эти деньги пойдут не на выплату дивидендов или на какие-то другие благородные, но всё-таки не основные цели в данном случае. Выплаты дивидендов тоже очень важны для поднятия капитализации компании, но в данном случае все эти средства предполагается направить на строительство судов различных классов, на загрузку наших предприятий и, соответственно, на расширение возможностей российского перевозчика.

В «Совкомфлоте» было 100 процентов государственного участия, теперь этот пакет снизился. Сохраняется контроль со стороны государства, но тем не менее тенденцию мы показали. Мы в ближайшее время, на следующий год, планируем, что участие в приватизации так или иначе будет распространено примерно на 180–186 акционерных обществ с государственным участием и примерно на 86 унитарных предприятий. И ещё за казной 1000 с лишним, 1300, по-моему, различных хозяйствующих субъектов, которые тоже предполагается задействовать в рамках процесса приватизации.

Вместе с тем, хочу на это обратить внимание, есть как минимум два обстоятельства, которые мы учитываем или которые лежат в основе всех приватизационных процессов. Во-первых, мы исходим из того, что при любой приватизационной сделке мы должны обеспечить повышение эффективности работы предприятия, создание новых рабочих мест, новых инвестиций и технологий, вот это самое главное. И наконец, мы не можем не учитывать рыночные условия, при которых реализуются те или другие приватизационные сделки. То есть они должны быть и фискально выгодными, должны приносить какой-то доход казне.

Но повторяю, ещё раз хочу сказать, я назвал примерное количество предприятий, причём разного профиля и в разных отраслях, ограничений здесь мы никаких не делаем. Нет каких-то ограничений в соответствии с законодательством, с законом, действующим в России, и для иностранных инвесторов. Вы знаете, в некоторых проектах, которые носят общенациональный характер, нужно разрешение соответствующей правительственной комиссии, но запретов нет. И я очень рассчитываю на то, что наши партнёры это оценят и мы будем совместно работать, в том числе в рамках приватизационного процесса.

А.Костин: Спасибо.

Владимир Владимирович, у нас ещё есть очень хороший партнёр, инвестор. Екатерина Ильюченко, представляющая компанию Union Investment, – это отделение второго по величине немецкого банка DZ, но в силу неожиданных причин она сегодня не смогла присутствовать и задать вопрос. Она прислала по интернету и очень просила, чтобы этот вопрос озвучил ведущий. Зачитаю, их даже два.

«Во время каждого кризиса происходит объединение населения. Количество населения с доходом ниже МРОТ не уменьшилось. Что среднесрочно может сломать этот тренд?» Что может сломать тренд увеличения людей с доходами ниже МРОТ?

И второй вопрос – эффективность госуслуг с ростом цифровизации. «Вы неоднократно подчёркивали необходимость внедрения искусственного интеллекта. С одной стороны, это несёт в себе плюсы повышения эффективности и скорости анализа проблем. Но с другой – является сферой потенциального злоупотребления информацией. С точки зрения защиты персональной информации пойдёт ли Россия по пути Китая или же это будет вариант регулирования, более приближенный к европейскому?»

В.Путин: Что касается первой части вопроса, или первого вопроса борьбы с бедностью. Это очень чувствительная и чрезвычайно важная для каждой страны, для всех стран мира, и для России в том числе, тема. В условиях пандемии, я хочу обратить на это внимание не для того, чтобы сказать, что мы не хуже других, но это объективно: в условиях пандемии практически во всех странах мира увеличивается количество людей, живущих за чертой бедности. К сожалению, это имеет место и в России. Эти цифры хорошо известны, я тем не менее их повторю: у нас 40 с лишним миллионов жило за чертой бедности в 2000 году, и постоянно с тех пор количество людей, находящихся в такой сложной жизненной ситуации, уменьшалось. В 2015 году был, к сожалению, определённый всплеск – увеличение таких людей, с такими доходами, в России. Потом опять постепенно снижается. Это снижение по сравнению с предыдущими годами, если начать с 2000 года, в два раза произошло, даже больше чем в два раза. Но это совсем не значит, что нас эта ситуация устраивает. Конечно нет.

Вы сами упомянули привязку ПМ и МРОТ. Уже мы внесли поправку в Конституцию Российской Федерации. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) не может быть ниже прожиточного минимума. Я исхожу из того, что Правительство обеспечит, безусловно, это конституционное требование – требование Основного закона страны.

Мы настраиваем целый ряд и других инструментов поддержки тех людей, которые нуждаются в этой поддержке, поставляем плечо тем, кто особенно нуждается.

И вторая мера – это, безусловно, придание более адресного характера различным инструментам, которые предлагает государство для того, чтобы помочь людям, оказавшимся в достаточно сложной жизненной ситуации.

Мы говорим о периоде пандемии. Я уже говорил об этом и хочу ещё раз повторить, значительная часть тех инструментов, которые были предложены, мер поддержки, рассчитана на кого? На семьи с детьми. Здесь целый набор. Я сейчас не буду повторять, формат нашего общения не позволяет вдаваться в детали, но это хорошо известно, это же всё открытые данные. Здесь и поддержка семей с детьми от нуля до трёх лет, от трёх до семи лет, а потом мы ввели ещё поддержку семьям с детьми до 16 лет и дважды выплачивали этим семьям по 10 тысяч рублей единовременно. Я уже не говорю о материнском капитале, который распространён теперь на те семьи, где появляется первый ребёнок, мы его теперь индексируем постоянно. В общем, это всё инструменты поддержки людей, которые нуждаются в том, чтобы государство подставило им плечо.

Что касается тех граждан, которые временно утратили работу, то и здесь мы предприняли необходимые шаги, в том числе увеличили пособие по безработице. Более широко стали применять так называемые социальные контракты, когда помогаем людям получить другие навыки, другую профессию и соответствующим образом найти работу. Социальные контракты позволяют людям принять участие в обустройстве своих городов, посёлков и так далее, выполнять пускай не очень, может быть, даже квалифицированную работу, но востребованную на сегодняшний день и обеспеченную финансированием. Будем развивать дальше индивидуальное предпринимательство и так далее. Там целый набор мер, которые мы сейчас задействуем, и будем дальше так делать.

Но, конечно, генеральный способ, путь решения проблемы – изменение структуры российской экономики, создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. И здесь, конечно, мы мягко переходим к другой теме, которую Вы затронули, а именно – цифровизации.

Инвестиции, прежде всего частные, конечно, изменение структуры на основе цифровых новых платформ и цифровизации экономики и жизни страны и государства в целом – конечно, это очень важная сфера. Мы не планируем здесь следовать каким-то уже сложившимся схемам. Вы сказали: хотим ли мы китайскую схему, связанную с защитой данных, или европейскую? У нас будет российская. Но эта сфера чрезвычайно важна, защита персональных данных. Это же права человека. Человек имеет право на то, чтобы защитить себя, свою семью от злоупотреблений в этой сфере. Мы будем действовать очень аккуратно, чтобы эта сфера деятельности не была у нас заморожена и позволяла развиваться и социальным направлениям развития государства, помогала бы развиваться экономике, здравоохранению, всем сферам нашей жизни. Но в то же время чтобы люди всё-таки чувствовали себя защищёнными.

Я сейчас не буду говорить об окончательных решениях. Мы думаем над этим. Но таких запретительных мер, которые бы свели на нет саму идею, мы, конечно, внедрять не намерены.

А.Костин: Владимир Владимирович, интересно, что Екатерина задавала вопрос о защите персональных данных в связи именно с госуслугами. Но ведь огромный объём информации по линии частных компаний. Недавний опрос общественного мнения в Америке показал, что только 14 процентов пользователей Facebook считают, что это компания, которая сможет уважать неприкосновенность их личной жизни.

У меня личный пример такой. Недавно зашёл в спортклуб, встал на беговую дорожку, говорит: «Выберите программу». Я нажал. Мне говорят: «Фамилия, имя, дата рождения, электронная почта». Я удивился желанию беговой дорожки так близко со мной познакомиться, пересел на велосипед, который был, видимо, старой модели и не требовал этого, нажал кнопку, поехал. Но в принципе тот объём информации, который с нас всё больше требуют частные компании, предоставляя какую-то услугу, огромен. Государство может как-то вмешиваться в этот процесс, регулировать объём информации и её использование частными структурами, которые в данном случае предоставляют свои услуги, негосударственные?

В.Путин: Я же только что об этом и сказал. Мы как раз к этому и будем стремиться, и я думаю, что мы сможем найти адекватное, сбалансированное решение. Имею в виду и наши технологические возможности. Вы встали на дорожку, начали, и от Вас требуют этот набор сведений, который вызвал у Вас вопросы и определённую обеспокоенность.

А.Костин: Бежать дальше не захотелось уже.

В.Путин: Да, бежать дальше не захотелось. Но я могу себе представить, что в Вашем кармане могли бы быть вместе с телефоном такие возможности, что Вы удовлетворили бы запросы тех, кто хочет что-то о Вас знать, и в то же время защитили бы свои персональные данные. Об этом, конечно, нужно подумать, работать нужно с нашими передовыми компаниями, которые, кстати говоря, очень эффективно работают не только в стране, но и на международных рынках, в том числе и в банковской сфере, по защите информации людей, связанных с банковской деятельностью. Вы знаете об этом и об этих компаниях хорошо знаете не понаслышке. Мне кажется, на этом пути мы найдём необходимый баланс интересов.

А.Костин: Ваша дорожка никогда не спрашивала Ваше имя, нет?

В.Путин: Я занимаюсь регулярно. Я привык сам спрашивать, а не отвечать на вопросы.

А.Костин: Правильно. Хорошо.

Коллеги, давайте дальше перейдём. Кто следующий?

И.Тишин: Добрый день! Игорь Тишин, инвестиционная компания Harding Loevner, Нью-Йорк.

Владимир Владимирович, Вы часто упоминали о том, что внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта, инноваций в биологии имеет первостепенное значение для будущего российской экономики. В связи с этим хотел спросить: какая роль в этом развитии отводится малому бизнесу и частным компаниям? И в связи с этим, планирует ли Правительство разрабатывать меры для защиты вот этих более мелких игроков, стартапов от конкурентного давления со стороны государственных гигантов, таких как «Сбербанк» и «Ростех»?

Спасибо.

В.Путин: Я частично уже, мне кажется, отвечал на этот вопрос в ходе ответа на предыдущие вопросы. Тем не менее готов к этому вернуться еще раз. Мы считаем, что сектор малого и среднего предпринимательства, прежде всего, в высокотехнологичной области чрезвычайно для нас важен. Но здесь мне бы хотелось, чтобы мы мало чем отличались от того, что происходит в других экономиках мира, а именно, мне бы хотелось, чтобы наши крупные компании генерировали необходимость и создания вокруг себя целого кластера этих стартапов со стороны малого и среднего предпринимательства. Тем более что таких возможностей, особенно в интеллектуальной сфере, у нас очень много и достаточно. Для нас, мне кажется, важнее другое: важнее создать условия, при которых российская экономика будет генерировать потребность в продуктах деятельности подобного рода, вот что важно.

Вторая составляющая этого процесса – это, конечно, эффективно работающее антимонопольное законодательство, и практика применения имеющихся нормативных актов. Мне кажется, что сегодня все-таки эта сфера достаточно отрегулирована, и «Сбер», и «Ростех», на мой взгляд, на это как раз и настроены, так они и работают. Несмотря на свои размеры и большие возможности, они все-таки стараются привлекать к работе частные структуры. Я уж не говорю про «Сбер», он же претендует на то, чтобы быть не просто банком, а целой новой системой, хотя требования к «Сберу» как к банковскому институту не отменяются, я тоже хочу это подчеркнуть, хочу, чтобы клиенты об этом знали. На него в полном объеме распространяются требования, как к банковской организации, как к банку.

Но, разумеется, когда наращиваются возможности и направления деятельности, здесь, безусловно, встает вопрос о контроле со стороны государства, в данном случае о контроле со стороны Центрального банка, за деятельностью подобного рода, с тем чтобы минимизировать риски, которые могут возникнуть при реализации тех или других проектов. Мы это понимаем, знаем, рисков сегодня не видим никаких дополнительных. Но Центральный банк думает над тем, чтобы обеспечить интересы клиентов, над тем, чтобы обеспечить безопасность деятельности учреждений подобного рода в рамках создаваемых новых цифровых платформ.

Что касается «Ростеха». Вы знаете, даже в оборонной сфере «Ростех» привлекает частный капитал и частные компании, в том числе и высокотехнологичные. Здесь нет ничего необычного. Вот что необычное для нас – это то, что в некоторых случаях «Ростех» идет даже на передачу контрольных пакетов в тех предприятиях, которые в значительной степени работают на цели поддержания обороноспособности государства. И до сих пор все это было оправдано, аккуратно было сделано, но оправдано. Эти предприятия уже с частным капиталом, частные инвесторы обеспечивают необходимые финансовые вливания, инвестиции, переводят практически работу этих предприятий на новый технологический уровень и работают достаточно эффективно. Вот так аккуратненько будем действовать и дальше.

А.Костин: Возможно, еще вопрос господина Тишина из Нью-Йорка вызван тем, что в октябре этого года в Америке был опубликован резонансный доклад профильного комитета конгресса, где четыре ведущие цифровые платформы – это, естественно, Facebook, Amazon, Apple и Google – обвинялись в том, что они используют свой неограниченный контроль над цифровой инфраструктурой для борьбы с конкурентами, в том числе и путем одностороннего регулирования рынка. А республиканцы даже считают, что большие цифровые компании участвуют в политической цензуре и не всю информацию предоставляют. Поэтому вопрос в Америке, я так понимаю, достаточно активно дискутируется. Я думаю, что поэтому вопрос и к России.

Вам спасибо за ответ. Я думаю, что ответ тоже понятен, как и вопрос.

Коллеги, переходим дальше. Кто следующий?

В.Путин: Надо сказать, что эти дискуссии понятны. Мы тоже за этим внимательно следим. Некоторые вещи нас тоже не могут не беспокоить. Но мы относимся к этому, как к тому, что неизбежно появляется, должно появиться в современных условиях. Не видим здесь никакой чрезвычайщины. Конечно, внимательно следим за этими дискуссиями и при необходимости будем на это все реагировать.

А.Костин: Хорошо, коллеги, дальше давайте пойдем. Еще есть время. Пожалуйста.

К.Копф (как переведено): Добрый день! Меня зовут Кристиан Копф, я работаю в компании Union Investment.

Господин Президент, за 20 лет, прошедшие после Вашего вступления в должность, достигнутое Россией повышение качества жизни практически не вышло за пределы столичного региона, и в 60–100 километрах от Москвы люди не имеют подключения к газу в своих домах, хотя живут рядом с газопроводами, по которым газ поставляется на Запад. Когда они, наконец, смогут рассчитывать на газ, и почему Ваша Администрация не смогла обеспечить этим людям достойную жизнь, почему не могли обеспечить баланс, и что нужно сделать, чтобы переломить эту ситуацию?

Спасибо.

В.Путин: Я в Вашем вопросе вижу некоторую политическую подоплеку, но ничего страшного здесь нет. Качество жизни россиян в 2000-м году и в 2020-м кардинально отличается друг от друга, кардинальным образом. И уровень развития экономики совсем другой, уровень стабильности в экономике существенным образом отличается от того, что было в 2000 году. Я уже говорил об этом, у нас инфляция измерялась двузначными величинами, а в некоторых случаях даже до сотни, по-моему, доходило процентов в год. Сейчас у нас около 4-х процентов и держится стабильно. У нас золотовалютные резервы, вообще резервы государства были 12 миллиардов, притом что внешний долг исчислялся, по-моему, 136 миллиардами, что-то в этом роде. А безработица была колоссальной. У нас совсем другая страна сегодня и другая экономика. Я уже говорил: 585 миллиардов долларов – ЗВР (золотовалютные резервы), а долговые обязательства совокупные – в два раза меньше, даже больше чем в два раза, а государственный долг вообще 3 процента. Это совсем другая страна и другая экономика, и уровень доходов граждан совсем другой.

Я уже говорил, у нас много людей еще живет за чертой бедности. По последним данным – где-то около 20 миллионов, а в 2000 году было 42 с лишним – в два раза сократили. В ближайшие годы мы сократим еще, а я в этом уверен, еще в два раза. Так что ситуация у нас все-таки меняется и изменилась существенно.

Что касается газификации. Не могу сказать, что я доволен уровнем газификации в стране, хотя она тоже развивается. Сегодня средний уровень газификации где-то под 70 процентов, а в Центральном федеральном округе – 85 процентов. В некоторых регионах, безусловно, нам еще очень многое предстоит сделать. Поставки нашего голубого топлива на экспорт обеспечивают не только безубыточность работы «Газпрома», но и создают финансовые условия… Это очень важно, и хочу, чтобы и наши иностранные партнеры об этом знали, и гражданам хочу еще раз напомнить. Поставки голубого топлива на экспорт, а экспортные цены значительно выше чем цены для внутреннего потребителя, значительно выше, дают нам возможность в том числе реализовывать планы по газификации внутри страны. Они не только обеспечивают конкурентоспособность, дополнительные элементы конкурентоспособности для нашей экономики, с чем наши европейские партнеры не всегда согласны и стараются нам всякие палки в колеса вставлять, на мой взгляд, абсолютно необоснованно. Да, это наши естественные конкурентные преимущества. Почему же кто-то считает, что нужно его неестественным, нерыночным способом ограничивать? Я считаю, что это неправильно, несправедливо и абсолютно нерыночно, кстати говоря.

Но мы будем и дальше реализовывать программы внутри страны по газификации, без всяких сомнений. Соответствующие поручения, дополнительные поручения даны Правительству. Я жду конкретных предложений.

Главное здесь для нас – синхронизировать не только подведение магистральных газопроводов, но и синхронизировать это с возможностью регионов и муниципалитетов доведения этих трубопроводных систем до конечного потребителя, вот эту последнюю милю обеспечить. Мы, безусловно, будем в этом отношении работать.

Но кроме всего прочего, для нас очень важно соединить так скажем, западные и восточные провинции газодобыч между собой. Это перспективная задача, но она позволит нам эффективно работать не только на внешних рынках, но и позволит нам эффективно проводить планы по газификации страны. Это одна из приоритетных задач. И мы, безусловно, будем добиваться ее эффективной реализации.

Спасибо Вам за вопрос.

А.Костин: Хорошо. Спасибо.

Коллеги, дальше. Кто следующий? Пожалуйста, давайте активно, времени не терять. Пожалуйста.

Д.Рид (как переведено): Добрый день, господин Президент!

Меня зовут Дэвид Рид, я представляю компанию Wellington Management Company.

Меняется режим налогообложения нефтегазовой и энергетической отраслей, и как налоговый режим в этих отраслях может стать более стабильным и предсказуемым? Какие перспективы в этом процессе, должны ли быть какие-то изменения в структуре налогообложения?

У меня есть и второй вопрос. Как Вы видите консолидацию развития электросектора, какую роль будут играть такие компании, как «Интер РАО» в консолидации сектора электроэнергетики. Спасибо.

В.Путин: Что касается изменений в сфере налогообложения в области энергетики, нефтедобычи в данном случае. Они у нас произведены, и в ближайшее время мы ничего такого серьезного не планируем. Да, действительно мы перешли, у нас появились новые инструменты, такие как НДД, налог на дополнительный доход. С чем это связано в нефтяной сфере? Это связано с необходимостью устранить ранее выработанные меры поддержки и льготирования, такие элементы поддержки и льготы, которые на настоящий момент времени уже эффективными не являются. Конечная цель заключается в том, чтобы перенастроить налоговую систему таким образом, чтобы, как, если просто выразиться, не тянуть уже бесконечно отработанные и малоэффективные старые, выработанные месторождения, а наоборот, нацелить наши компании и их партнеров на то, чтобы развивать новые проекты, новые провинции, добиваться включения современных технологий, применение современной техники и технологий. Вот, собственно говоря, с чем связано. Это касается месторождений, которые, повторяю, уже долго эксплуатируются, это касается вязкой, сверхвязкой нефти и так далее. В целом это непросто шло, я знаю, у Правительства диалог непросто шел с нашими нефтяниками, но, на мой взгляд, баланс в целом найден.

Да, конечно, там и в системе налога на дополнительный доход тоже происходят такие мелкие сдвиги. Связано это с тем, чтобы восполнить выпадающие доходы бюджета в связи с получением, как Правительство считает, необоснованного дохода в предыдущую пару лет. Я не думаю, что это является чем-то существенным для наших компаний, во всяком случае, это делается в диалоге с нашими ведущими добывающими предприятиями. И, повторяю, каких-то существенных, глобальных изменений мы здесь не планируем.

По поводу возможной консолидации электроэнергетических активов. И вторая часть вопроса была о роли какой компании?

А.Костин: «Интер РАО».

В.Путин: «Интер РАО». Что хотелось бы здесь сказать.

Электроэнергетика, я думаю, что можно условно разбить на две части этот сектор: это электрогенерация и сбыт, это одна часть. Почему? Потому что эта часть электроэнергетики работает в рынке целиком и полностью, и должна подчинена быть полностью рыночному регулированию. Вторая часть – это передача электроэнергии и диспетчеризация, и здесь, конечно, с учетом особенно масштабов нашей страны и территории, – напомню, что Российская Федерация остается самой большой страной в мире по территории, – здесь, конечно, нужна поддержка со стороны государства определенная, определенный уровень регулирования должен быть достигнут. Поскольку это первая часть – генерация и сбыт, а именно ею занимается «Интер РАО», то здесь никакой необходимости я лично не вижу в каких-то серьезных изменениях. Компания работает эффективно и демонстрирует хорошие показатели, я знаю, что у них есть планы развития своего бизнеса. Она занимается не только генерацией и передачей, и сбытом электроэнергии внутри страны, но и достаточно активно работает на внешних рынках.

Что касается передачи и диспетчеризации, то мы уже провели некоторые изменения, Вы знаете об этом наверняка, мы консолидировали пакеты наших двух ведущих компаний. В целом, конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы единые правила в этой сфере, в сфере передачи диспетчеризации действовали на большей территории страны. И здесь тоже рыночными способами и методами, но все-таки должны стремиться к тому, чтобы эта в данном случае обоснованная, так сказать, естественная монополия укрепляла свои позиции.