Нераздаточные отношения


Нераздаточные отношения

Определяя экономическую систему России как раздаточную, не следует упрощать все многообразие экономических взаимодействий. На всем протяжении истории проявлялись и жили особой жизнью отношения, отличные от раздаточных

👁284

Эти отношения склонны называть «рыночными», хотя точнее их называть «нераздаточными», поскольку их логика и формы задаются сложившимися условиями конкретного раздатка. Это сложное взаимодействие двух типов отношений проявлялось либо в виде конфликта, либо в виде партнерства, либо одно становилось тенью другого.

В XVI веке, когда натуральные сдачи частично заменялись денежными, правительство стимулировало развитие торговли хлебом. Выдавая право купли и продажи поместий, оно создавало возможности для торговли земельными участками. Широкое распространение получила практика мены поместьями с денежными придачами. В современной практике аналог этих отношений сохранился при обменах жилья.

Все это лишь поддерживало определенные балансы в раздаточной системе.

В широком смысле нераздаточные отношения - это обмены «дачами», т. е. тем, что получено в результате раздачи, или тем, что произведено с розданных средств производства. Внешне они трудноотличимы от рыночных. Именно поэтому периоды распространения этих отношений обычно путают с развитием в России капитализма. Рожденные в раздатке, легально или нелегально, они имеют свою логику, которую нам всем предстоит в скором времени выявить.

Проблемы раздатка носят органический характер, поскольку они вызваны перерождением ключевых элементов самого раздаточного механизма. В ходе функционирования каждый элемент системы, выполняя определенную функцию, может приобретать негативные свойства. Идеология, призванная сплачивать общество и вдохновлять людей на самоотверженное служение, порождает косность, лицемерие и культы.

Глава раздаточной системы, призванный служить обществу в целом и способствовать установлению порядка и справедливости, склонен злоупотреблять своим положением и устанавливать единовластие.

Рядовые раздатчики-чиновники, обеспечивающие осуществление и координацию сдач-раздач, подвержены соблазну изменения потока ресурсов за взятки, порождая коррупцию.

Ведомства, структурирующие экономическую реальность и концентрирующие ресурсы для решения проблем,

приводят к дезинтеграции экономики и устанавливают ведомственные барьеры. Иерархия, обеспечивая управляемость общества с увеличением числа организаций, порождает бюрократизацию и отчуждение. Правила занятия служебных мест (табель о рангах), направляющие служебную карьеру и обеспечивающие отбор компетентных людей, имеют тенденцию вырождаться в сословный и кастовый механизм. Раздачи по чинам, обеспечивая вознаграждения по заслугам в условиях несоответствия должности и заслуг, осуществляются за стаж и выслугу, стимулируют «выслуживание» и некомпетентность.

Нормы сдач должны обеспечивать эффективное использование мощностей, а сдачи не по возможностям приводят к истощению материальных и людских ресурсов.

Цены, необходимые для балансировки сдач и раздач, могут использоваться для перераспределения ресурсов на непроизводительные и неэффективные программы.

Жалобы, являясь проблемным сигналом, способны перерождаться в доносительство, кляузы и могут использоваться в корыстных целях. Сама система, настроенная на улавливание жалоб, на предкризисных этапах блокирует их прохождение либо запретом, либо путем возврата жалобы на местный уровень.

В ходе экономической эволюции человечество выработало два типа жизнеспособных экономических механизма, в рамках которых возможна координация усилий больших сообществ: рыночный и раздаточный.

Под

влиянием определенных условий в каждой стране создается тот или иной тип отношений, формируется либо рынок, либо раздаток. Каждая из этих систем развивается по собственным законам, проходя стадии подъемов и кризисов.

Экономическая практика обнаружила, что устойчивость любой системы достигается путем дополнения разных типов отношений в определенной логике.

Опыт показывает, что в мире не существует двух одинаковых экономических систем, поскольку их многообразие зависит от доминирования одного из двух типов отношений и способов сочетания рыночно-раздаточных элементов. В ходе формирования экономических раздаточных отношений уже было пройдено несколько этапов. С приходом князей «общинный» раздаток трансформировался в «княжеский», а когда русское общество разделилось на уделы во главе с Великим князем, видоизменился в «великокняжеский» раздаток. С объединением Руси под властью Москвы он развился в «государский» раздаток, преобразовавшийся впоследствии в «государственный». На каждом этапе возникали новые экономические задачи, для которых раздаток находил адекватные формы решения. Сейчас идет спонтанный поиск новых организационных и институциональных форм естественных раздаточных механизмов.

Главная задача современной реформы заключается в обеспечении максимально возможной экономической

свободы каждому субъекту (не разрушая при этом всей системы в целом). Мы привыкли думать, что только рынок обеспечивает экономическую свободу, между тем уровень свободы не связан с характером экономической системы. Рынок не приводит автоматически к демократии, как и раздаток - к тоталитаризму. Степень свободы зависит не от экономической организации хозяйства, а от уровня культурно-технологического развития общества.

Из этого следует, что, осознав пороки политического устройства государственного раздатка, российское общество на рубеже XXI века способно самостоятельно выработать либеральную форму раздаточной экономической системы.

Источник: Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации, стр. 24-27.