"Хабаровский" кризис показывает необходимость дальнейшего совершенствования Конституции


"Хабаровский" кризис показывает необходимость дальнейшего совершенствования Конституции

Россия является федеративным государством, что требует создания такой властной подсистемы сдержек и противовесов, которая на федеральном уровне, в регионах и муниципалитетах, обеспечивала бы оперативное гашение и преодоление возникающих противоречий и кризисных явлений

👁686

Российская Федерация является сложной социальной суперсистемой. В связи с этим и государственное управление страной должно иметь адекватную сложность. Упрощенческие подходы, стремление снизить объективную сложность объекта управления могут привести лишь к возникновению труднопреодолимых социально-экономических кризисов, вплоть до возникновения ситуации, ведущей к развалу страны на несколько частей, которые вынуждены будут решать вопрос о своей состоятельности в качестве самостоятельных государств.

В связи с этим принятие 1 июля 2020 года поправок в Конституцию России можно только приветствовать — хотя бы потому, что удалось создать прецедент внесения изменений в Основной закон страны, первая редакция которого была принята в 1993 году в обстановке раскола постсоветского российского общества, в обстановке сдачи суверенитета страны объединенному Западу во главе с США.

Новая редакция Конституции также не является совершенной, но она позволяет решить главный вопрос о восстановлении суверенитета России в полном объеме.

Осознавая это, а также то, что этот документ еще содержит ряд положений, препятствующих ускоренному духовному и социально-экономическому развитию страны, необходимо продолжить работу по совершенствованию конституционного строя РФ.

Одним из таких вопросов является создание в структуре государственного управления адекватной подсистемы сдержек и противовесов, обеспечивающей его стабильность и преодоление кризисных явлений без угрозы утраты властными структурами своей легитимности и дееспособности.

Россия является федеративным государством. Это исторически обусловленный результат становления и развития нашей страны, в которой проживает более ста народов, регионы которой настолько сильно разнятся между собой, что невозможно управлять ими «под копирку» даже при том, что в большинстве из них «государствообразующий народ», русские, составляют большинство населения.

Объективная невозможность построения унитарного государства требует формирования такой властной подсистемы сдержек и противовесов, которая бы действовала и по «горизонтали» и по «вертикали».

Это означает, что и на федеральном уровне, и в регионах и муниципалитетах действия органов власти и управления должны обеспечивать оперативное гашение и преодоление возникающих противоречий и кризисных явлений.

Одновременно комплекс сдержек и противовесов должен существовать и в отношениях между федеральным центром и регионами, между региональными и местными властями.

Представляется очевидным, что если бы подобные конструкции были предусмотрены Основным законом, то текущий «Хабаровский кризис» быстро нашел бы свои пути преодоления на основе согласительных процедур без возникновения ситуации потери управления, без ущерба легитимности как федеральных, так и региональных властей.