Он родился 9 февраля 1931 года в небольшом украинском городке Прилуки Черниговской области в семье служащих. Удивительно разнообразны судьба и жизненный путь этого человека, мальчишкой познавшего тяготы Великой Отечественной войны, но на всю жизнь сохранившего и дарящего людям достойные подражания жизнерадостность, оптимизм, удивительную коммуникабельность, обаяние.
В 1953 году Леонид Аркадьевич с отличием окончил Московский станкостроитепьный институт и был направлен в Новосибирск, на завод "Сибсельмаш", где два года работал инженером-конструктором в отделе главного механика.
Однако не суждено было молодому специалисту конструировать и производить сельскохозяйственные машины. В 1955 году он поступает сразу на второй курс вокального факультета Казанской консерватории, где ещё 4 гола учился вокальному мастерству. Уже тогда он приступил к педагогической деятельности – одновременно с учебой в консерватории работал учителем машиноведения в казанской школе №110. И все же музыкальное образование взяло верх над техническим – по окончании (опять же с отличием!) учебы в консерватории Л.А.Волович остался работать здесь преподавателем сначала по классу камерного ансамбля, а затем курса эстетики.
В 1962 голу поступает в заочную аспирантуру МГПИ имени В.И. Ленина, где встреча с замечательными педагогами Д.Ф.Козловым и В.К.Скатерщиковым определила его дальнейшую судьбу. В 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Эстетический идеал (некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке)".
Научные поиски в области эстетического воспитания побудили к переходу в открывшийся в 1976 году в Казани НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, где им была создана лаборатория нравственно-эстетического воспитания. Результатом его творческих исканий становится докторская диссертация "Место и роль теории эстетического воспитания в марксистской социологии", защищенная в 1979 году.
Многие годы Л.А.Волович заведовал лабораторией гуманитарной подготовки Института среднего специального образования РАО. Им разработана оригинальная концепция поливариативной гуманитарной подготовки специалиста в системе непрерывного профессионального образования, которая позволила выйти на обоснование принципиально нового культурологического направления в педагогической теории и практике.
Разработанные Л.А.Воловичем учебные программы интегративных курсов "Культура молодого рабочего", "Культура специалиста", "Культура инженера", "Педагогическая культурология" прошли серьезную учебно-педагогическую апробацию и получили высокую оценку специалистов, организаторов образования, педагогов-практиков.
Широко известны работы Л.А.Воловича по формированию эстетической, нравственной, мировоззренческой культуры молодых рабочих с целенаправленным выходом на их профессиональную подготовку, личностный статус.
Результаты научных поисков Л.А.Воловича опубликованы в многочисленных научных трудах, под его руководством подготовлено более 20 кандидатов наук, он консультировал четыре докторских диссертации.
Л.А.Волович вел большую научно-организационную работу - под его руководством и при его участии Институтом проведено множество научно-практических конференций Всесоюзного, Всероссийского, республиканского (Татарстан) и других масштабов. Многочисленные ученики и коллеги Леонида Аркадьевича Воловича будут помнить его как человека потрясающей работоспособности, величайшей скромности – истинного педагога, ученого, российского интеллигента!
П.Н. ОСИПОВ
- * -
На фотографии: первый ряд слева-направо - Кадырова Ф.М., Волович Л.А., Гараева Н.Г.; второй ряд - Багавеева Г.М., Мухаметзянова-Овсянникова Л.Ю.
Лаборатория педагогического образования и гуманитарной подготовки в своем основном составе существовала с первых дней института. На протяжении многих лет ею заведовал член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Л.А.Волович.
В 1976 г. лаборатория называлась лабораторией эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. За тридцать лет она претерпевала определенные изменения, сливалась с другими лабораториями, меняла тематику научных исследований, а соответственно и свое название. Обновлялись кадры, которые составляли и авторитетные научные работники, и талантливые молодые исследователи, и аспиранты молодого поколения, и соискатели из множества регионов страны.
Квинтэссенцией всей исследовательской деятельности лаборатории стала разработка проблем гуманитарной подготовки в системе непрерывного профессионально-педагогического образования. Органично в нее влились исследования по коррекции государственных стандартов данного типа, по личностноориентированному подходу, интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки.
В ходе исследований коллектив лаборатории тесно сотрудничал со многими учебными заведениями всех типов и профилей России, Белоруссии, Украины, Грузии, Молдавии, Узбекистана. Экспериментальные площадки в этих регионах позволяли выходить на убедительные научно-теоретические и прикладные результаты по всей тематике научных исследований.
Лаборатория имела несколько лабораторий на общественных началах, сорукодителями которых были член-корреспондент РАО В.Т.Лисовский, первый в Белоруссии народный учитель СССР А.Е.Ларин и др.
За 30 лет коллектив лаборатории принял участие в более 50 Международных, Всесоюзных, региональных конференциях в таких городах, как Казань, Москва, Киев, Минск, Ташкент, Харьков, Тбилиси, Ленинград, Чебоксары, Рига, а также в Гаване, Праге и Будапеште. Это было и личное, и групповое, и коллективное участие, подтвержденное множеством публикаций.
Через лабораторию вышли в большую педагогическую науку 12 докторов и 37 кандидатов наук.
Вот он перечень тех людей, чьи имена как сотрудников лаборатории неизменно вызывают добрую память и благодарность за совместную научную судьбу: Антонов С.И., Артемьева Л.А., Архипова М.П., Багавиева Г.М., Бикмухаметов Р.К., Ведина И.А., Горынцева Н.И., Ершов А.И. Исмагилов К.Р., Кадырова Ф.М., Махмутова Л.М., Мухина Н.И., Нефталина И.Э., Непримерова Г.А., Овсянникова Л.Ю., Осипов П.Н., Прозоров А., Трофимова И.А., Труфанов А.А., Тихонова Л.П., Филатова Н.А., Финкер Л.С., Хаматнуров Ф.Т., Шуралев С.Г., Юсупов М.Ю., Яшин О.Я.
Доктор философских наук, член-корреспондент РАО, профессор Л.А.Волович разрабатывал методологические основы преподавания философии в системе непрерывного педагогического образования.
а. Волович Леонид Аркадьевич
b. доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии правительства РФ в области образования за 2005 год
c. В образовании работает с 1958 г. (школа и консерватория), в науке – с 1961 г. (аспирантура в МГПИ им. В.И.Ленина), с 1976 г. – в НИИ ПТП АПН и РАО
d. область научных интересов, проблемы формирования культуры личности, образовательной и научно-технической политики
e. 10 докторов наук, 33 кандидата наук, 8 соискателей, 3 аспиранта
f. Учебные дисциплины: педагогическая культурология, инженерная культурология, эстетическое воспитание в системе общего и профессионального образования и др.
g. Список основных работ
1. Система эстетического воспитания подрастающего поколения (некоторые методологические вопросы в общеобразовательной школе). Казань: Изд-во КГУ, 1976. 12,0 п.л.
Разработаны концептуальные основы системы эстетического воспитания в новых социально-исторических условиях и выработана их теоретико-прикладная адаптация к общеобразовательной школе.
2. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социалистического общества (на болгарском языке). София: Профиздат, 1977. 7,0 п.л.
Раскрыты особенности эстетического воспитания молодых рабочих как активных участников производственных преобразований в странах социалистического сотрудничества.
3.Совершенствование преподавания курса «Эстетическое воспитание» в условиях реформы профессиональной школы. Рига, Госпроф. СССР, 1987. 1,0 п.л.
Дано обоснование места и роли курса «Эстетическое воспитание» на новом этапе кадровой политики в условиях реструктуризации начальной и средней профессиональной школы.
4. Целевая комплексная программа «Подросток». Казань, 1990. 5,0 п.л.
На основе разноуровневого социологического исследования выработана методология и теоретико-прикладная модель активного включения подростков поволжского региона в продуктивную молодежную политику.
5. «Культура молодого рабочего» (программа нового интегративного учебного курса). Москва, Минобраз. РСФСР, 1990. 1,5 п.л.
На материале содержания и учебных технологий нового учебного курса раскрыта новая версия аксеологической фактуры подготовки нового поколения молодых рабочих в учебных заведениях начального профессионального образования.
6. «Педагогическая культурология» (Программа интегративного учебного курса для педвузов). Казань: КГПУ, 1996. 3,0 п.л.
Раскрыта принципиально новая концепция и логическая модель культуротворческого ресурса становления личности педагогов в высшей педагогической школе.
7. Интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки. Казань, 1998. 2,5 п.л.
Предложено принципиально новое обоснование интегративных связей двух базовых звеньев становления личностно-социально-профессионального статуса молодых рабочих - профессиональной и гуманитарной подготовки.
8. Образовательная логика государственной научно-технической политики. Казань: «Новое знание», 2002, 2004. 5,5 п.л. Тираж 500 и 500 экз.
Дано оригинальное концептуальное обоснование и раскрыты теоретико-методологические основы практической взаимосвязи и интеграции государственной образовательной и научно-технической политики в условиях демократизации, перехода к рыночным отношениям в условиях современной российской реальности.
9. Лекционная пропаганда: методика, опыт, лекция. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 9,0 п.л. (соавтор).
Разработан актуальный для всех времен и народов стиль лекционной пропаганды как интенсивного средства межличностной и групповой духовно-нравственной коммуникации.
10. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1997. 4,0 п.л.
Выработана педагогическая логика использования социокультурных ценностей как активного фактора и средства повышения качества подготовки специалистов разных профилей производственного статуса.
Источник: по данным Кириловой Г.И.