Валеев Диас Назихович
👁1513
Фотография

Валеев
Диас Назихович

1938.07.01   2010.11.01


писатель, философ

 


Дети: Майя

ДИАС ВАЛЕЕВ - прозаик, драматург, философ, религиозный еретик, основатель и вестник новой религиозной идеи

Валеев Диас Назихович - писатель, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1981г.,1983г.). Родился 1.07.1938г. в селе Казанбаш Арского района Республики Татарстан.

Пишет на русском языке.

Окончил геологический факультет Казанского Университета (1962г.), Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М.Горького (1975г., Москва).

В составе геологических партий работал в Удмуртии, Кировской области, на Южном Урале, в Кемеровской области, Хабаровском крае. В 1966-1972 гг. литературный сотрудник газеты "Комсомолец Татарии".

Да, потенциально татарский народ способен конкурировать с ведущими нациями мира, но не может этого делать, потому что его творцы - всегда одиночки. За нами не стоит народ, не стоит власть. Вкладываются огромные деньги в спортсменов. Недавно, помню, выскочили на свет ошеломляющие цифры: годовое содержание вратаря команды "Ак барс" равно 300 тысячам долларов. А какое у писателей годовое содержание? 8-10 тысяч рублей. Стоит ли удивляться после этого, что культура нашего народа недостаточно "громко" звучит? В 1979 году в Москве вышла книга главного редактора "Театральной жизни" Юрия Зубкова, в которой наряду с творчеством девяти драматургов России подробно анализировалось и мое творчество. Зубков писал обо мне как о самом перспективном драматурге России. А я смеялся: какая же перспектива, если в Казани уничтожаются один за другим мои спектакли? Когда в 1986 году страна отмечала 80-летие Мусы Джалиля, в Качаловском театре сожгли декорации моего спектакля о Джалиле "День Икс". У меня появилось такое физическое отвращение к театру, что я просто навсегда ушел оттуда.

- Вот, вы вспомнили сейчас День памяти 15 октября. Если лет десять назад эта скорбная дата для большинства казанцев проходила почти незаметно, то последние два годами башне Сююмбике стекается все больше и больше народа. А в этом году люди, причем далее молодые, плакали. Быть может, чем дальше время уносит нас от 1552 года, тем обостреннее мы воспринимаем эту трагедию?

- Да нет, это вам только кажется. Я не видел особого ажиотажа ни раньше, ни нынче. Да, возможно, были такие, кто плакал - выдавить слезу на публике нетрудно, но это связано, по-моему, с политической минутой - как раз накануне начались очень активные и вполне конкретные федеральные попытки подобраться к Татарстану. Более того, мне кажется, была дана команда сверху - и День памяти разыграли по заказанному сценарию. У нас же здесь, впрочем, как во всей России, огромное количество провокаторов и агентов всех разведок. Дай только сигнал - и завтра же появятся какие-нибудь новые газетки, а на митингах к микрофонам вылезут "народные" ораторы.

- Кстати, писателя Диаса Валеева не раз клеймили на всевозможных национальных митингах, извините, как манкурта. Вас это задевало?

- Такое имело место в начале 90-хгодов. Это моя драма. На днях мне позвонила Любовь Агеева, вместе с председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным она выпустила книжку документов об истории суверенитета. Так вот, национальное движение по большому счету и новейшая история Татарстана начались в "Вечерке" в кабинете Агеевой, тогда заведующей отделом культуры, науки и образования, когда я принес в этот самый отдел статью "Национальное и интернациональное". С нее потом началась бурная дискуссия, которая продолжалась в газете в течение года. Затем в "Литературной газете" вышла другая моя статья на эту же тему - "Приоритет равноправия". От этих фактов никуда не уйдешь! А все националы, патриоты разных мастей тогда исправно платили членские взносы в своих партийных организациях и сидели тише воды ниже травы. Зато позже они же меня, условно говоря, "отца-основателя", называли манкуртом. За что? До сих пор не знаю. Наверное, по чьей-нибудь команде.

Вообще-то моя судьба - довольно рядовая для татарского писателя, пишущего на русском языке. Понимаете, трудно создать что-то великое здесь, на казанской земле, утвердить новые ценности. Не дадут - загадят, затопчут, заплюют или просто замолчат.

Восемь раз - из них шесть раз в Казани - были уничтожены мои спектакли. Два раза на меня пытались навесить ярлык сумасшедшего. Четыре раза мне угрожали расправой, раз 20 забраковывали в издательствах рукописи. Я прошел через три официальных публичных поношения - один раз при торжественном стечении народа в союзе писателей Татарстана и два раза - в обкоме партии. Несколько раз публичные поношения испытывал на митингах у театра Галиасгара Камала и на площади Свободы. Агенты спецслужб, руководившие тогда какими-то фиктивными газетками, о которых сейчас уже все забыли, регулярно оскорбляли меня на своих страницах, и я вынужден был дважды отстаивать свои честь и достоинство в суде. В начале 90-хгодов я не получал пенсию, а гонорары нам платить перестали, и я пытался устроиться на работу. 11 раз получал отказы в куске хлеба. Меня спасал прочный тыл - семья. И второе: когда я встречаю сопротивление, во мне просыпается какая-то ярость. Я из тех художников, которые идут напролом. Видимо, поэтому некоторые считают, что за мной кто-то стоит. К сожалению, за мной нет никого, я абсолютный одиночка. Но в этом и моя сила: ничего не жду, ни на что не надеюсь, ничего не боюсь. Я бы продал - только не падайте со стула - собственную жизнь (Фауст продал душу, я бы - тело) в обмен на возможность издания всего, что я написал. Над чем работаю сейчас? Над своим семитомником. Издать при жизни вряд ли смогу, а вот к моему 100-летию, которое будет в 2038 году, нынешний труд, думаю, пригодится.

- Неужели вы никогда не чувствовали покровительства сильных мира сего? Ведь политики так любят играть в эти игры...

- Нет, но меня, видимо, защищают какие-то высшие силы. Во всяком случае астрологи это обстоятельство всегда отмечают. Хотя если говорить о выдающихся татарских политиках, то я бы отметил Табеева и Усманова. Конечно, с определенными оговорками. Их главная заслуга была не в заботе о культуре, а в том, чтобы юго-восток Татарии стал мощным промышленным организмом. И республика подошла к великой черте общероссийского упадка, который мы сейчас переживаем, экономически сильной, с крепкими мускулами. В этом участвовал как председатель совета министров и Шаймиев, которого я бы тоже поставил в этот ряд. Наш нынешний президент - политик осторожный, умный и даже чуть хитроватый. Возможно, сегодня это то, что надо. Кстати, меня весьма раздражают постоянные подкапывания под его личность, которые предпринимают некоторые казанские газеты: в третий раз идет на президентство, в десятый... Да какая разница?! Хоть в двадцать первый! К слову, Шаймиев несколько раз основательно помог мне - и в издании книг, и в других дел ах. Я всегда это помню. Но Перикл на земле Татарстана еще не рождался, в целом я в стороне от власти.

- Диас Назихович, и напоследок ваш прогноз. Каким вы видите будущее?

- Главное, что сейчас тревожит, - живем бесцельно. По сути нет никакой программы. Суверенитет Татарстана сводится к 30 августа, когда весь народ пьянствует или в великой тесноте трется друг о друга на Булаке и возле озера Кабан. А национальная цель должна определяться самодостаточностью в сельском хозяйстве, экономике, культуре, подготовленными прорывами вперед. У нас же все наоборот. Сейчас я очень жалею, что моя жизнь прошла в Казани. Надо было в свое время уехать отсюда. Меня трижды приглашали в Москву. Отказывался, глупец. На своей родной земле я чувствую себя изгоем.

Конечно, мы идем к какому-то единому человечеству. Нас ждут какая-то единая религия, единый язык общения. Но это не значит, что нациям приходит конец.

Думаю, это долгоживущие элементы мировой цивилизации. А вот религия, уверен, скоро будет иная. У меня есть три книги на эту тему, недавно сделал единый канонический текст - условно говоря, это новый Коран, новая Библия для человечества. Там есть колоссальные, крупные идеи. Смотри и бери. Но никому они пока не нужны. У меня не так уж много времени осталось для бытия на этой земле. Надо все издать. Новая религия могла бы стать стратегической установкой нового времени. Пришло время рождения новых религиозных ценностей. До сих пор они рождались у древних персов, индусов, евреев, арабов... У татар есть возможность войти в это золотое число. Можно экспортировать полиэтилен, нефть, самолеты и вертолеты, а можно - и религиозные ценности. Недавно обратился к властям: давайте издадим эту новую Библию к 1000-летию Казани! Но пока нет никакого отклика. Я искренне радуюсь реставрации Благовещенского собора и строительству мечети Кул Шариф, но мы все равно останемся религиозной провинцией: в Стамбуле будет больше мечетей, а в Москве - церквей. У нас есть шанс создать первый Новый храм. Хотя бы вначале в виде канонической книги. Но мы, похоже, вряд ли воспользуемся этим шансом. Мы кичимся, обвиняем в бедах кого угодно, например русских, но все наши беды оттого, что мы не любим себя. И не ценим себя. Первый враг татарина - татарин. Так было всегда. И так, видимо, будет впредь.

Источник: http://business-gazeta.ru/article/31121/52/


Произведения Д.Н.Валеева

1. СОКРОВЕННОЕ ОТ ДИАСА (проповеди), © РИЦ "Школа" - 2006, © Диас Валеев - 2006 DOC HTML

2. УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ. Трехкнижие т.т.1-2 (философское эссе, размышления, проповеди, беседы, изречения), © Татарское книжное издательство - 2002, © Диас Валеев - 2002
том 1 DOC HTML
том 2 DOC HTML

3. ПОРТРЕТ ДОН ЖУАНА (повести, рассказы, роман). © Татарское книжное издательство - 2003, © Диас Валеев - 2003.
Часть 1 DOC HTML
Часть 2 DOC HTML
Часть 3 DOC HTML