ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО МИРОВ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА

Мы уже не раз отмечали, что огромную значимость для психофизического развития человека имеет внешняя среда, которая начинает влиять на него еще до рождения.

Но это влияние среды на ранних стадиях развития ребенка во многом является опосредованным через его родителей и других близких родственников.

До рождения такое влияние среды полностью осуществляется посредством матери ребенка.

Сразу после рождения происходит разделение: среда начинает непосредственным образом влиять на развитие ребенка, но значимость родителей по-прежнему остается чрезвычайно высокой, т.к. они не только элементарно обеспечивают жизнедеятельность ребенка, не только являются его первыми воспитателями и учителями, но и специально организовывают взаимодействие ребенка с внешней средой, стремясь способствовать его ускоренному психофизическому и умственному развитию, в том числе ‑ развитию у него абстрактного мышления, что порождает способность человека включать в свой внешний мир такие объекты, которые недоступны для обычного восприятия с помощью обычных органов чувств, а во внутреннем мире ‑ создавать такие объекты, которые во внешнем мире на самом деле не существуют, но позволяют описывать, отражать как индивидуальные свойства реально существующих объектов, так и взаимодействия между ними.

Таким образом, внешний мир синхронно расширяется для человека по мере его личностного развития.

Но также верно и обратное.

Чем больше разнообразных впечатлений получает от внешнего мира развивающийся мозг, тем активнее развиваются различные его структуры, обеспечивающие формирование внутреннего психического мира человека.

Поэтому на ранней стадии развития (до трех лет) огромную роль играет ближнее окружение ребенка: чем более активно оно взаимодействует с ребенком, включая его в различные развивающие ситуации, тем интенсивнее развиваются все системы организма ребенка, в том числе, его психическая организация, позволяющая уже на ранней стадии развития осуществлять разнообразные виды деятельности ‑ как в двигательных формах крупной и мелкой моторики, так и в необычных для маленького ребенка проявлениях мыслительной деятельности.

Но и в дальнейшем активное включение ребенка в освоение все новых проявлений внешнего мира является важной предпосылкой соответствующего совершенствования и усложнения его внутреннего психического и ментального мира.

Раннему развитию детей посвящена, например, следующая книга:

Масару Ибука. После трех уже поздно. Изд. «Альпина Паблишер ООО» 2013 г. ‑https://www.livelib.ru/author/229693/top-masaru-ibuka