НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Внутри рас выделяют более мелкие группы: племена, народности, нации.

В современном мире выделяют 3-4 тысячи различных народов. Численность каждого из них различна. Например, китайцы, которых уже более 1,1 миллиарда, и племя веддов в Шри-Ланке, численность которого менее 1000 человек.

Основную часть населения мира все же составляют большие по численности народы.

Однако, в настоящее время вряд ли можно однозначно утверждать, что совокупность каких-то народов составляет некую расу. Не все так однозначно: можно ли, например, утверждать, что человек негроидной расы не может быть русским? А если у него мама русская, папа же приехал в Россию получить образование, а затем уехал обратно в свою Африку?

Можно предполагать, у такого человека должен быть внутренний душевный раздрай, его внутренний мир должен быть расколот: с одной стороны, он вырос в русской среде и по образу жизни и по организации своего внутреннего мира он является русским, а с другой стороны, он с рождения чувствовал и знал, что он не такой как все, потому что цвет кожи и черты лица говорят о том, что он человек другой расы и это не зависит от его желания и от того, где и как он живет. 

Не случайно, поэтому общепризнанным является правило, что общность каждой из этнических групп характеризуется совокупностью большого числа признаков, главными из которых являются территория, особенности быта, культуры, языка: нация есть исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Таким образом, только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию.

В соответствии с Концепцией общественной безопасности (далее ‒ КОБ) это определение очень продуктивно по отношению к проблематике межнациональных конфликтов и выявлению их причин, поскольку:

Имеются и другие подходы к определению понятия нации.

C точки зрения одного из основоположников сионизма Теодора Герцля, «нация — это группа людей общего исторического прошлого и общепризнанной принадлежности в настоящем, сплочённая из-за существования общего врага». По существу это — определение мафии-банды, поскольку, если нет вражды между нациями, то нации вместе с их отличными культурами “исчезают” и “появляются” вновь с возобновлением вражды. Только мафия-банда видит в обществе раба, когда оно покорно; и врага, когда оно сопротивляется банде.

Несколько иная точка зрения представлена, в сети Интернет, например, следующим комментарием:

«Второе (определение) ‒ ниже любой критики, комментировать его нет смысла. Первое (сталинское) определение ‒ в принципе, правильное, переплюнуть его или подвергнуть ревизии толком никому не удалось. Только это ‒ всё-таки перечисление признаков, данное в 1913 году, а не определение для XXI века. Даю более современное определение, принятое сегодня в западном мире (допустим, где-нибудь в Руанде нацию понимают как племя, ‒ ну, это их право, вот у них и идут один за другим межплеменные геноциды, а нации нет):

- Нация ‒ это гражданство, т.е. сумма всех жителей государства, считающих себя его гражданами и признающих его юрисдикцию над собой, ‒ вне всякой зависимости от расовой, этнической, языковой, культурной, религиозной и т.п. принадлежности.

- Нация ‒ это самосознание и самопричисление. "Нация ‒ это ежедневный плебисцит" (Э. Ренан).

- Нация ‒ это штука воображаемая: когда люди считают себя чуть-чуть близкими друг другу и породнёнными чем-то неуловимым, что назвать не могут или называют неправильно, поскольку реально этой общей для всех вещи нет, а существует она только у них в головах.

- Нация ‒ это когда человек воображает, будто случайно выбранный незнакомый ему человек, принадлежащий к его нации, окажется ему чем-то более близким и родным, "своим", чем случайно выбранный и незнакомый ему человек, принадлежащий к другой нации. Хотя в действительности это гораздо чаще бывает ровно наоборот… . Поэтому многие современные исследователи и мыслители называют нации "воображаемыми сообществами" ("imagined communities"); кстати, рекомендую книгу Бенедикта Андерсона, которая так и называется, она вышла в русском переводе в Москве в 2001-м.

Одним словом, сама идея нации ‒ это тараканы в человеческих мозгах, но поскольку большинство людей к этим тараканам относится всерьёз, верит в реальность наций и ведёт себя соответственно, ‒ то эти идеи и эти воображаемые сообщества и в самом деле становятся реальностью, материализуются.

А вообще, мало было в мировой истории и есть в мире сегодня столь же опасных идей, как идея нации...». 

Не следует думать, что такой подход к определению понятия «нация» является маргинальным и это частное мнение некоей группы людей.

Отнюдь нет. Достаточно вспомнить, что в советских паспортах указание национальности было обязательным. Также это было обязательным при заполнении записей актов и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. А в российских паспортах национальность не указывается, в документах органов ЗАГС национальность указывается по желанию заявителей – родители новорожденного могут указать в актовой записи о рождении свои национальности, брачующиеся и разводящиеся также могут указать свои национальности, но это не является обязательным. При проведении переписей населения указание своей национальности каждым человеком осуществляется на основе самопричисления к какой-нибудь нации, включенной в официальный перечень национальностей, который от переписи к переписи может существенно изменяться. Необходимо также отметить, что человеческие миры формируются не только на основе понятия «нация», но и на основе понятий «народ» и национальность».

В соответствии с КОБ, понятие «народ» шире понятия «нация»: народ (в смысле культурно своеобразный этнос, а не население того или иного государства) это — нация, проживающая в ареале доминирования её национальной культуры, плюс национальные диаспоры, т.е. носители соответствующей национальной культуры, проживающие в ареалах доминирования иных национальных культур. 

Также в соответствии с КОБ, национальность — это принадлежность человека к существующей объективно исторически устойчивой нации. Национальность человека реально определяется обществом, исходя из признания или отрицания национальной самоидентификации личности, настаивающей на своей определённой национальной принадлежности. Общественное определение надзаконно и, выражаясь в статистике мнений, может как признавать, так и отрицать и личностное самоопределение национальной принадлежности, и юридически установленную. Общественное определение национальности неподкупно, так как осуществляется подавляющим большинством тех, кто из поколения в поколение живёт в соответствии с нормами национальной культуры и не сомневается ни в своей национальной принадлежности, ни в географическом местопребывании его исторической Родины. Говоря о национально-этнических человеческих мирах, нужно понимать, что механизм их формирования базируется на таком феномене, как «национальное самоосознание». В соответствии с КОБ, национальное самоосознание ‒ осознание своеобразия (уникальности) культуры своего народа и отличий её от культур других народов, также обладающих своеобразием и значимостью в общей всем народам истории человечества.

Ключевым понятием в этом определении является понятие «культура», под которым, следуя КОБ, понимается, прежде всего, вся та информация (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» — памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.

Из животного мира человека выделяет генетическая обусловленность развития в определённом возрастном периоде дискретного мышления (абстрактнологического), членораздельной речи и способностей к реализации в разнообразной трудовой деятельности своих предумышлений на основе предвидения разных возможностей. Возможно, что генетически обусловлены ещё некие, пока не используемые возможности. Но именно эти три фактора: речь, мышление (включая абстрактно-логическое), способность к труду, некоторая свобода поведения от диктата инстинктов ‒ стали основной современной человеческой культуры.

В соответствии с КОБ, культура является носителем ещё одного (кроме инстинктов, безусловных и условных рефлексов) вида поведенческой информации ‒ социально обусловленной, которую каждый человек получает из информационной среды общества. 

Если под культурой понимать результат разнообразной внегенетически обусловленной деятельности поколений особей вида «Человек Разумный», то нельзя отрицать, что генетически обусловлен потенциал освоения среды человеком, в том числе и за счёт развития культуры. Наряду с развитием культуры генетически обусловлена лежащая в её основе социальная организация вида «Человек Разумный». В силу этого культура изначально и всегда ‒ один из многих факторов глобального эволюционного процесса биосферы Земли. Нет “хорошей” культуры и “плохой”, т.е. “некультурности”; есть единая многоликая культура ‒ внегенетически передаваемая от поколения к поколению информация, а в ней издержки культуры, представляющие опасность для всей культуры человечества и биологической основы культуры ‒ вида «Человек Разумный» и всей биосферы. Иными словами это приводит к вопросу об объективности Добра и Зла, их различии и различении. И процесс развития культуры ‒ глобальный исторический процесс ‒ один из частных процессов глобального эволюционного процесса биосферы.

КОБ особо отмечает, что теории и практике познания в культуре общества необходимо уделять особое внимание потому, что эффективность культуры познания (в смысле её способности к выявлению и разрешению проблем в жизни общества), её распространённость и воспроизводство в обществе в преемственности поколений во многом определяют перспективы обществ — возможности развития и выбор возможностей.

В соответствии с приведенным определением понятия культуры, можно сказать, что национальное самосознание есть рефлексия человека в связи с самоопределением места в системе национально-этнических миров, а также в связи с его отношением к государству, в котором он живет. Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства. Если национальные границы совпадают с государственными, то создается однонациональное государство. Такие государственные образования составляют около половины государств мира, и в них основная национальность составляет свыше 90%.

Это – Польша, Швеция, Дания, Австралия, многие государства Латинской Америки. Иногда государство создают две нации. Это –Бельгия и Канада. Наряду со всеми этими странами, существует немало государств, которые являются многонациональными. Это Индия, США, Россия. В таких странах проживает до сотни народов, и очень часто такое государство имеет федеративное устройство.

Однако, во многих многонациональных государствах существуют проблемы межнациональных отношений, возникших еще в период возникновения системы национальных государств, которая начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.

В связи с этим, в настоящее время Вестфальскую систему атакуют по двум направлениям: во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности; во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации.

И действительно, сейчас, в первой половине XXI-го века, проблемы взаимодействия национально-этнических миров во многих странах стоят очень остро и время от времени порождают горячие точки на нашей планете, что нередко приводит к страданиям людей, тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

И.В. Сталин — “Марксизм и национальный вопрос”.

http://wiki-kob.ru/Концепция_общественной_безопасности.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем, чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках. ‒ https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1039/РЕФЛЕКСИЯ

Зорькин В. Апология Вестфальской системы // «Российская газета» № 4150 от 22 августа 2006 г.