ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Человек в своем развитии проходит через ряд возрастных периодов, классификация которых осуществляется на основе соответствующих физиологических изменений организма.

Соответственно этой периодизации внутренние миры людей приобретают особенности, характерные для соответствующего возраста.

В то же время, связь всех людей через ноосферу обеспечивает примерную одинаковость этих внутренних миров, рассматриваемых в отношении к окружающим их внешним мирам. И это обстоятельство создает потенциальную возможность для объединения людей в некие возрастные социологические группы ‒ «возрастные миры».

Необходимо отметить, что общественная значимость этих возрастных миров возрастает по мере перехода человеческой цивилизации на постиндустриальные пути развития, когда люди постепенно освобождаются от необходимости добывания средств существования в тяжелом каждодневном труде.

И вот тогда-то приходит осознание того, что каждый возрастной период ценен, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.

Так, например, становится понятным особая значимость для будущего человека грудного периода и периода раннего детства, что проявляется в появлении теорий раннего развития человека. Другой пример ‒ подростковый период, в котором человек приобретает в современном обществе возможности, как для ранней социализации, так и для ухода на пути противостояния социуму в пассивных или активных формах. 

Возможности ранней социализации в настоящее время весьма разнообразны: мы видим, например, как в фигурном катании, художественной и спортивной гимнастике подростки буквальным образом начали вытеснять более старших конкурентов с пьедесталов почета (в результате чего после раннего и непродолжительного триумфа наступает период спортивного «пенсионерского» состояния, вписаться в который молодому человеку очень тяжело).

В то же время, при определенных условиях, подросток может приобрести такие профессиональные умения и навыки (например, в сфере компьютерных технологий), что может активно включиться как в создание новых продуктов и услуг с получением честно заработанных гонораров (иногда весьма превосходящих доходы своих родителей), так стать на пути нарушения функциональности и даже разрушения различных существующих систем ‒ информационно-технологических и социального мироустройства.

Действительно, мы видим, что в IT-компаниях средний возраст сотрудников ниже 30 лет и приближается к 25 годам, а гениальные хакеры рождаются в среде подростков, а не в университетских аудиториях.

Также общеизвестно, что организованные преступные сообщества и крайние оппозиционные движения, преследующие цели разрушения государства, основную свою ставку делают на работу с подростками, из среды которых они рекрутируют себе новых активных «бойцов».

В современной России постепенно повышается значимость мира людей пожилого возраста.

Связано это с одной стороны с тем, что повышается продолжительность жизни и все большее количество людей, достигнув пенсионного возраста сохраняют способность к активной жизни.

С другой стороны, в стране становятся все более ощутимыми проблемы с нехваткой квалифицированных работников вследствие демографической катастрофы 90-х годов прошлого века.

И, в-третьих, повсеместное внедрение современных информационных технологий требует от работников скорее наличия ясного ума, чем достаточно высокого уровня готовности к неким физическим нагрузкам, и это позволяет пенсионерам достаточно успешно конкурировать на рынке труда с более молодыми, но менее квалифицированными претендентами.