ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИРОВ ЛЮДЕЙ

Как было показано выше, любой человеческий мир как социальный феномен может существовать лишь, одновременно отображаясь во множестве индивидуальных человеческих миров.

Однако представители различных областей научной мысли при определении понятия «Человеческий мир», как правило, не учитывают это обстоятельство.

Так, С.Л.Рубинштейн, сводит понятие человеческого мира лишь к совокупности людей и вещей, взаимодействующих друг с другом, иерархически связанных в своём существовании. При этом не учитывается факт наличия общего внешнего человеческого мира и множества внутренних индивидуальных человеческих миров.

Именно поэтому, на наш взгляд, до настоящего времени диалектическая методология, раскрывающее понятие человеческого мира как образ действительности, остаётся не в полной мере реализованной.

Нам представляется, что это связано с тем, что в настоящее время люди не обладают способностью взаимодействовать с единым общим образом действительности: для них существует единый внешний человеческий мир - «ойкумена», а в индивидуальных их сознаниях присутствуют внутренние индивидуальные образы действительности.

Поэтому, человеческий мир предстает в таком понимании как интегральное явление, компонентами которого являются объективно существующий внешний мир людей и субъективно существующие индивидуальные внутренние миры.

При этом индивидуальные миры проявляются во внешнем мире посредством человеческих действий, которые оставляют свои отпечатки как во внешнем мире, так и через него воздействуют на внутренние миры других людей, имеющих принадлежность к данному внешнему миру.