ДИАЛЕКТИКА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В.С.Барулин, специалист по социальной философии и методологии социального познания, в своих работах говорит о человеческом мире, определяя его как воплощение человека, своеобразную форму его бытия, продукт труда и деятельности человека, объективацию его духовности, воплощение присущей ему коллективности.

В данном значении человеческий мир есть не что иное, как тот же человек, но взятый, раскрытый, выявленный в определенном ракурсе своего бытия.

По мнению В.С.Барулина, общество во всем своем многообразии представляет воплощение и реализацию в вещах, предметах, процессах, структурах человеческих значений и смыслов, имен, но этим и определяется своеобразная диалектика человека и общества, т.е. диалектика слитности человека с обществом и его дистанцирования от него.

По этому поводу он говорит:
"С одной стороны, человек сближается с обществом. Поскольку общество представляет собой воплощение человеческого труда, деятельности, его духовности и коллективности, поскольку оно складывается, развивается, функционирует именно как человеческое общество, постольку и человек не может находиться в отстраненности от этого общества.
Существуя и развиваясь как человеческий мир, общество, как магнит, притягивает человека к себе.
Ведь не может же быть так, что человек, постоянно созидая общество, развивая его во все более сложный организм, сам, тем не менее, оставался бы незыблемо постоянным, не эволюционировал и не развивался под влиянием созидаемого им общества.
Напротив, с развитием общества, его органов непрерывно развивается и изменяется человек, превращаясь в производительную силу общества, политического субъекта, созидателя духовных ценностей".