ОЙКУМЕНА

Методологические установки М.Вебера в полной мере относятся к такому социальному понятию, как «человеческий мир», которое существует с древних времен.

Еще в V веке до н.э. древнегреческий географ Гекатей Милетский сформулировал понятие «ойкумена» (в переводе с древнегреческого языка ‒ «населяю, обитаю»), которое обозначало часть внешнего мира, освоенную человечеством. Изначально это понятие было им введено для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. При этом греческий мир (ойкумена, или PaxOecumenica) представлял собой исключительно мир греческого языка, т.е. мир греческих племен.

В дальнейшем понятие «ойкумена» стало использоваться для обозначения земель, заселенных и известных человечеству в целом. Так, согласно Толковому словарю под редакцией Д.Н.Ушакова ойкумена есть совокупность всего заселенного и постоянно посещаемого человеком пространства земного шара.

Понятием ойкумены также активно интересуются представители психологической науки, которые подразумевают под ним многомерную и многомирную целостность человеческого пребывания и бытия.

Согласно Большому психологическому словарю под редакцией В.П.Зинченко понятие «ойкумена» охватывает и связывает воедино пространство жизни многих субъектов, множество жизненных миров, однако оно не ограничивается областью взаимодействия людей в условиях совместной деятельности. В таком понимании по своей сути понятие «ойкумена» совпадает по значению с понятием «мир», представленным в работе российского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна «Человек и мир»: «Мир ‒ это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. Иными словами, мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования. В этой характеристике определяющим является человеческий общественный способ существования».