ОСОЗНАННОЕ И НЕОСОЗНАННОЕ В ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ

Коллективные образования людей существуют до тех пор, пока некие определенные представления о том, что должно (или не должно) быть сохраняют свою значимость для членов этого коллективного образования (для всех, большинства или для некоторой группы людей, которые способны каким-то образом регулировать отношения между людьми в данном коллективном образовании).

М.Вебер указывает на то, что конструированные социологические понятия идеально-типичны не только в применении к внешним событиям, но и к явлениям внутренней жизни людей.

В действиях людей “предполагаемый смысл” их реального поведения в подавляющем большинстве случаев осознается ими смутно или вообще не сознается.

Действующий индивид лишь неопределенно “ощущает” этот смысл, а отнюдь не знает его, “ясно его себе не представляет”; в своем поведении он в большинстве случаев руководствуется инстинктом или привычкой. Поэтому очень редко люди (а при массово-однородном поведении лишь отдельные индивиды) отчетливо осознают его (рациональный или иррациональный) смысл.

В реальной действительности подлинно эффективное, то есть полностью осознанное и ясное по своему смыслу, поведение - всегда лишь пограничный случай.