МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МИРОВ

Понятие “Человеческие миры” рассматривается нами, прежде всего, в социологическом смысле на основе подхода, предложенного Максом Вебером.

По М.Веберу, социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально (причинно) объяснить его процесс и воздействие.

Под “действием” понимается действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним некий субъективный смысл. “Социальным”, указывает М.Вебер, называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Здесь слово “смысл” имеет два значения. Он может быть:

а) смыслом, действительно субъективно предполагаемым действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций;

б) теоретически конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом или действующими лицами в данной ситуации.

При этом граница между осмысленным действием и поведением чисто реактивным, не связанным с субъективно предполагаемым смыслом, не может быть точно проведена.

Значительная часть социологически релевантного действия, особенно чисто традиционного по своему характеру, находится на границе того и другого.

Осмысленное, то есть доступное пониманию, действие в ряде психофизических случаев вообще отсутствует, в других - может быть обнаружено только специалистами: доступные и недоступные пониманию компоненты часто переплетаются и связываются.

При толковании поведения, указывает М.Вебер, нужно принимать во внимание тот основополагающий факт, что коллективные образования, заимствуемые социологией из повседневного мышления, являют собой определенные представления в умах конкретных людей о том, что отчасти реально существует, отчасти должно было бы обладать значимостью; на эти представления люди ориентируют свое поведение, эти коллективные образования имеют огромное каузальное значение для поведения людей.

В первую очередь - это представления о том, что должно (или не должно) иметь значимость. Так, современное государство в значительной степени функционирует как комплекс специфических совместных действий людей потому, что определенные люди (прежде всего, составляющие аппарат управления и принуждения - силовые органы) ориентируют свои действия на представления о том, что оно существует или должно существовать; и именно поэтому юридические нормы (законы, указы президента, решения правительства, приказы министерств и ведомств и т.д.) сохраняют свою значимость для граждан государства.