ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ (ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ) ПИСЬМО

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма ‒ идеография.

Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Изначально иероглифы представляли собой примитивный рисунок. Например, рот изображался полукругом, выпуклостью вниз, с поперечной линией сверху. Дуга выпуклостью вверх и точки под ней служили изображением неба и капель.

С течением времени рисунки схематизировались и, в конце концов, приобрели современный вид, где от первоначальной изобразительности не осталось и следа. Ни один иероглиф не сохранился в той форме, которую он имел, когда пользовались пиктографическим письмом. Например, иероглиф, обозначающий человека, первоначально имел вид рисунка человека, стоящего расставив ноги. К этому изображению добавлена горизонтальная черта внизу, и он стал обозначать состояние «стоять».

В сложной идеограмме условный смысл вытекает из соотношения значений частей. Например, иероглиф в первоначальной форме изображал постройку ‑ святилище или жилище правителя (верхняя часть иероглифа с чертой под ней ‑ изображение крыши), перед ней коленопреклонённую фигуру человека и слева от неё рот; всё это в сочетании изображало почтительное выслушивание повеления ‑»приказание». Таково происхождение большинства иероглифов, смысл которых в их нынешнем виде связан со значением входящих в них элементов.

Шли века и тысячелетия, иероглифическое письмо совершенствовалось, в иероглифах уже часто нельзя было увидеть человечков и животных, иероглифы становились абстрактными значками.